Положение об организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, имеющих тяжелое нарушение речи в МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги

«ПРИНЯТО»
педагогическим советом
МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги
протокол от 26.05.2021 г. № 4

«УТВЕРЖДЕНО»
приказом МБДОУ № 103
«Лесная сказка» г. Калуги
от 27.05.2021 г. № 95-2/02-05

«СОГЛАСОВАНО»
Советом родителей МБДОУ № 103
«Лесная сказка» г. Калуги
протокол от 25.05.2021 г. № 3
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательной деятельности для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих тяжелое нарушение речи
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 103
«Лесная сказка» города Калуги
1. Общие положения
1.1.Настоящее «Положение об организации образовательной деятельности для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья имеющими тяжелое нарушение речи в
муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 103 «Лесная сказка»
города Калуги разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения № 103 «Лесная сказка» города Калуги, реализующего образовательную программу
дошкольного образования (далее – образовательная организация), в составе которого имеется
группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
имеющие тяжёлое нарушение речи (далее – дети с ОВЗ имеющие ТНР) с учетом требований
нормативно-правовых документов и организации коррекционно-образовательной деятельности в
образовательной организации.
1.2.Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию образовательной
деятельности, с квалифицированной коррекцией недостатков в речевом развитии (далее коррекционная работа) воспитанников групп для детей с ОВЗ имеющие ТНР в образовательной
организации.
1.3. Положение разработано в соответствии с: Конвенцией о правах ребенка; Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»; распоряжением
Минпросвещения России от 09.09.2019г. №З-93 «Об утверждении примерного Положения о
психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», Уставом МБДОУ № 103
«Лесная сказка» г. Калуги.
1.4. Группа компенсирующей направленности для детей с ОВЗ имеющих ТНР (далее –
группа компенсирующей направленности) является структурной единицей образовательной
организации и создается на основании приказа заведующего об открытии групп в соответствии со
штатным расписанием.
1.5. Группа компенсирующей направленности обеспечивает форму организации
образовательного процесса, при котором дети
с ОВЗ имеющие ТНР, обучаются по
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с
тяжёлыми нарушениями речи (далее АОП ДО для детей с ТНР), разработанной образовательной

организацией
самостоятельно
на
основе
примерной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования
с
учетом
комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой (2019г.).
1.6. Положение призвано регулировать процесс взаимодействия специалистов,
педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и их родителей (законных
представителей).
2. Цели и задачи группы компенсирующей направленности
для детей с ОВЗ имеющие ТНР
2.1. Целью деятельности группы компенсирующей направленности является создание
оптимальных психолого-педагогических условий для коррекционной образовательной работы и
всестороннего гармоничного развития детей с тяжёлыми нарушениями речи, в том числе
через освоение адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее –
АОП ДО для детей с ТНР) для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
2.2. Основными задачами группы для детей с ОВЗ имеющие ТНР являются:
̶ овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и
коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что
формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со
следующей ступенью системы образования;
̶ охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с тяжелыми речевыми
нарушениями, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что позволяет
формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, обеспечивает позитивное
эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие;
̶ обеспечение детям с нарушениями речи комфортных условий развития, воспитания и
обучения, создание психолого-педагогической среды и речевой поддержки ребенка;
̶ формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
̶обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение педагогической
компетентности родителей (законных представителей).
3. Направления деятельности группы для детей с ОВЗ имеющих ТНР
3.1. Коррекционное:
создание условий, направленных на коррекцию психического развития воспитанников и
обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ЗПР уровня психического развития,
соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:
отслеживание динамики психического развития детей, имеющих ЗПР, их успешности в
освоении адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с
задержкой психического развития.
3.3. Просветительское:
создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности
педагогических работников образовательной организации, педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста.
4. Организация комплектования группы для детей с ОВЗ имеющие ТНР
4.1. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности происходит в соответствие с
«Правилами приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка»
города Калуги», с соблюдением количественных норм детей в группе и при условии наличия
свободных мест.
4.2. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с
ОВЗ имеющих ТНР выносится приказом заведующего на основании заключения ТПМПК города
Калуги, с обязательного согласия родителей (законных представителей) воспитанника
(приложение 1).
С родителями (законными представителями) воспитанника, после получения согласия на
обучения ребенка с ОВЗ по АОП ДО для детей с тяжелым нарушение речи, заключается
дополнительное соглашение об изменении условий оказания образовательных услуг по договору
об образовании по образовательным программам дошкольного образования между
муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 103 «Лесная сказка»
города Калуги и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего данное
учреждение (приложение 2).
Для зачисления ребёнка в данную группу, предоставляются следующие документы:
коллегиальное заключение ТПМПК города Калуги с рекомендациями о посещении группы
для детей с ТНР и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка;
направление Управления образованием (в случае приёма детей, не посещающих
образовательную организацию);
заявление родителей (законных представителей) о приеме (в случае приёма детей, не
посещающих образовательную организацию) или переводе из группы общеразвивающей
направленности в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР.
4.3. В группу для детей с ТНР зачисляются обучающиеся, при нормальном слухе и
первично сохранном интеллекте (в соответствии с Международной классификацией болезней
десятого пересмотра (МКБ-10), имеющие следующие нарушения в развитии речи:
общее недоразвитие речи разных уровней (ОНРI, II, III уровня) ;
фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
задержку речевого развития (ЗРР);
дефекты, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата
(дизартрия, ринолалия, алалия).
4.4. На каждого ребенка, зачисленного в образовательную организацию в группы
компенсирующей направленности для детей с ТНР заводится индивидуальное личное дело,
содержание которой определяется Положением о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации.
4.5. Зачисление детей в группу может осуществляться в течение всего года при наличии
свободных мест. Воспитанники образовательной организации, имеющие заключение ТПМПК с
рекомендацией обучения и воспитания по адаптированной основной образовательной
программе для детей с тяжелыми нарушениями речи, пользуются правом первоочередного приема
в группу для детей с ТНР.
4.7. Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей:
старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет;
подготовительная группа – детьми от 6 до 7 лет.
4.8. Предельная наполняемость группы для детей с ОВЗ имеющих ТНР составляет не
менее 10 человек.
4.9. В срок до 10 сентября приказом заведующей утверждается список, зачисленных детей с
ОВЗ имеющих ТНР, в группу для детей с ТНР на текущий учебный год.
4.10. В летний период допускается:

закрытие группы для детей с ТНР при отсутствии детей, посещающих группу для детей с
ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную работу. Закрытие группы для детей с ТНР
и перевод детей в группы образовательной организации общеразвивающей направленности
оформляется приказом заведующей МБДОУ;
- функционирование группы для детей с ТНР обеспечивается при наличии достаточного
количества детей, имеющих ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную работу.
4.11. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от динамики
коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и
могут составлять от 1 года до 3-х лет.
4.12. В период пребывания в группе для детей с ТНР (в случае отсутствия положительной
динамики коррекционной работы и выявления у ребенка нарушения психического развития,
обусловленного умственной отсталостью) воспитанник, имеющий ТНР, может быть направлен в
ТПМПК города Калуги для уточнения диагноза и определения его дальнейшего образовательного
маршрута.
4.13. Отчисление обучающихся с коррекционных занятий осуществляется по мере
преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка на
основании решения территориальной ТПМПК, оформляется приказом заведующей МБДОУ.
4.14. Информация о проведении обследования детей в ТПМПК города Калуги и (или) на
ППк МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги, результаты обследования, а также иная
информация, связанная с обследованием детей, является конфиденциальной. Предоставление
указанной информации без письменного согласия родителей (законных представителей) детей
третьим лицам не допускается.
5. Организация и содержание работы
в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
5.1. Группа является структурной единицей образовательной организации.
5.2. Группа функционирует 5 дней в неделю в течение учебного календарного года. Время
работы: с 7.00 до 19.00 с понедельника по пятницу; выходные дни: суббота, воскресенье,
праздничные дни.
5.3.Группа обеспечивается специальным помещением, необходимым оборудованием и
пособиями в соответствии с возрастом детей, заключением ТПМПК и требований СанПиН.
5.4. Коррекционно-педагогическую помощь детям с тяжелыми нарушениями речи
оказывают учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по
физической культуре, воспитатели группы, помощник воспитателя.
5.5. Распорядок и режим дня для воспитанников группы устанавливается с учётом
требований адаптированной основной общеобразовательной программы для детей с ТНР и
рекомендаций СанПиН.
5.6. Планирование всего объема работы определяется целями и задачами коррекционноразвивающей деятельности в соответствии с требованиями адаптированной образовательной
программы дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением и учетом рекомендаций
СанПиН.
5.7. Организация образовательного процесса в группе регламентируется учебным планом,
календарным учебным графиком, расписанием занятий, режимом дня.
5.8. Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с
ОВЗ являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия.
5.9. Количество и периодичность индивидуальных коррекционных занятий зависит от
тяжести речевых нарушений и состояния здоровья воспитанника.
5.10.Содержание коррекционной работы в группе для детей ОВЗ с ТНР:

осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи МБДОУ №103 «Лесная
сказка» г. Калуги, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ДО, на основе примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, с учетом
комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.
строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и
компенсацию речевых нарушений детей;
определяется индивидуальными образовательным учебным планом работы на каждого
воспитанника по реализации АОП ДО. В планах отражаются индивидуально ориентированные
коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей, имеющих ТНР.
5.11. Коррекционная работа в группе для детей с ТНР проводится:
в процессе организации различных видов детской деятельности игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения,
музыкально-художественной;
в ходе режимных моментов.
5.12. Учитель -логопед, педагог-психолог проводят коррекционно-развивающие занятия в
соответствии с графиком работы, циклограммой деятельности с учетом рекомендаций ТПМПК, с
учетом результатов комплексной диагностики (вводной, промежуточной) специалистов ППк
образовательной организации.
5.13. Воспитатель группы выполняет задания учителя-логопеда и педагога-психолога по
закреплению отрабатываемых навыков во время коррекционного часа после дневного сна.
5.14. Диагностика уровня развития детей в группе осуществляется специалистами ППк
образовательной организации 3 раза в год (сентябрь, январь, май); специалистами ТПМПК города
Калуги (отсутствие динамики развития, не усвоение АОП ДО и т.д.)
5.15.Сроки коррекционной работы с детьми ОВЗ с ТНР, в группе могут составлять от 1 года
до 3-х лет в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №
273-ФЗ от 29.12.2012г рекомендациями ТПМПК, ППк и зависят от степени выраженности
нарушений, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей ребенка.
5.16. В период пребывания в группе для детей ОВЗ с ТНР воспитанник может быть
направлен на повторное обследование специалистами ТПМПК г. Калуги для уточнения
заключения и определения условий дальнейшего получения образования в случаях
предположительного выявления учителем-логопедом, педагогом-психологом следующих
клинических форм и состояний:
недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
выраженные нарушения слуха и зрения;
нарушение коммуникативной функции в форме раннего детского аутизма, расстройства
аутистического спектра.
5.17. В период завершения дошкольного образования обучающимися группы специалисты
ППк проводят итоговое комплексное обследование, по результатам которого
определяется
дальнейший образовательный маршрут каждого ребенка.
5.18. Родители (законные представители) имеют право защищать законные права и
интересы детей, принимать участие в деятельности группы, знакомиться с материалами
наблюдений, характером компенсирующих методов обучения, воспитания и оздоровления детей,
содержанием АОП ДО для детей с ТНР.

6. Участники коррекционно-развивающей работы
группы для детей с ОВЗ имеющих ТНР
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Является ведущим специалистом в группе для детей с ТНР, который организует
коррекционную работу, координирует воспитательную и образовательную работу. В составе
рабочей группы специалистов разрабатывает АОП ДО для группы детей с ТНР.
6.1.2. Проводит первичное логопедическое обследование в начале учебного года (сентябрь),
а также мониторинг речевого развития детей с ТНР в середине (январь) и в конце учебного года
(май), документально фиксирует динамику речевых нарушений у воспитанников группы.
6.1.3. По результатам комплексного обследования в начале каждого учебного года
(сентябре) составляет индивидуальный образовательный учебный план по реализации АОП ДО,
заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ТНР в соответствии с
речевым статусом ребёнка, с учетом заключения ТПМПК.
6.1.4. Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных и
фронтальных (или подгрупповых) занятий в группе для детей с ТНР.
6.1.5. Самостоятельно отбирает методы и приёмы логопедической помощи, корректирует
содержание коррекционной работы.
6.1.6. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными
представителями) образовательной организации:
– по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы;
– по вопросам освоения АОП ДО для детей с ТНР.
6.1.7. Обеспечивает взаимодействие с семьями воспитанников образовательной
организации по преодолению у детей ТНР. Проводит повышение педагогической компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей с ОВЗ.
6.1.8. Осуществляет связь со специалистами ТПМПК г. Калуги.
6.1.9. Контролирует выполнение воспитателями, музыкальным работником, инструктором
по физической культуре рекомендаций по проведению коррекционной работы с воспитанниками
группы.
6.1.10. Взаимодействует с педагогом-психологом образовательной организации по
вопросам коррекции психических процессов у воспитанников с ОВЗ.
6.1.11. Перечень основной документации учителя-логопеда ДОУ:
• Положение о работе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи;
• АОП ДО для детей с ТНР;
• заключения ТПМПК на каждого воспитанника группы;
• речевые карты;
• годовой перспективный план работы;
• календарный план работы;
• индивидуальные образовательные учебные планы на детей с ОВЗ имеющих ТНР;
• тетрадь взаимосвязи специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей
группы;
• индивидуальные тетради ребенка (по необходимости);
• журнал протоколов логопедического обследования детей образовательной организации,
имеющих ТНР;
• должностная инструкция учителя-логопеда;
• сетка занятий с детьми;
• журнал учета посещаемости занятий воспитанниками;

• журнал учета проводимой просветительно-консультативной работы с педагогами и
родителями (законными представителями);
• циклограмма рабочего времени.
6.2. Воспитатель группы для детей с ОВЗ имеющих ТНР:
6.2.1. Создает развивающую предметно-пространственную среду для преодоления речевых
нарушений у воспитанников согласно рекомендациям учителя-логопеда.
6.2.2. Проводит педагогическую диагностику освоения АООП воспитанниками группы.
6.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
продуктивной;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
участвует под руководством учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий,
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных
и психофизиологических особенностей воспитанников группы;
выполняет задания учителя-логопеда и педагога-психолога по закреплению отрабатываемых
навыков во время коррекционного часа после дневного сна.
6.2.4. Коррекционные задачи воспитателя:
- закреплять у детей речевые навыки на индивидуальных занятиях по заданию учителя-логопеда;
- пополнять, уточнять и активизировать словарный запас детей в процессе всех режимных
моментов;
- осуществлять систематический контроль за поставленными звуками и грамматической
правильностью речи детей;
- развивать у детей психические и познавательные процессы;
- совершенствовать словесно-логическое мышление ребенка как одной из функций речи;
- развивать у детей артикуляционную моторику и мелкую моторику рук.
6.2.5. Осуществляет контроль за правильным произношением, скорректированных
учителем-логопедом звуков, на этапе автоматизации у воспитанников группы во всех видах
детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.6.Взаимодействует
с
учителем-логопедом,
педагогическими
работниками
образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанников группы
по вопросам реализации АООП.
6.2.7.Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей)
воспитанников, обеспечивает заинтересованность в ее результативности.
6.2.8. Ведет следующую необходимую документацию:
– планы воспитательной и образовательной деятельности, осуществляемой в процессе
организации различных видов детской деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
– тетрадь выполнения коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда),
обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных
и психофизиологических особенностей воспитанников группы (тетрадь взаимодействия);
– рабочую программу воспитателей группы и т.д.
6.3. Музыкальный руководитель:
6.3.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР АООП в образовательной
области «Художественно-эстетическое развитие», решая задачи музыкального воспитания.

Проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности воспитанников с учётом их возрастных и психофизиологических
особенностей. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения
коррекционной работы с воспитанниками группы.
6.3.2. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы во время
образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкальнохудожественной деятельности.
6.3.3. Взаимодействует
с
учителем-логопедом, педагогическими
работниками
образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанников по
вопросам реализации задач музыкального образования и развития детей дошкольного возраста в
условиях детского сада.
6.3.4. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности,
осуществляемой
в
процессе
организации
музыкально-художественной
деятельности
воспитанников группы.
6.4. Инструктор по физической культуре:
6.4.1. Планирует содержание работы по освоению детьми с ТНР образовательной области
«Физическое развитие» АОП ДО.
6.4.2. Совместно с воспитателем группы проводит образовательную деятельность с
воспитанниками группы, осуществляемую в процессе организации образовательной деятельности
по физической культуре с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей.
6.4.3. Во время проведения организованной образовательной деятельности по физической
культуре:
– осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителемлогопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы;
– регулирует физическую нагрузку, следит за физическим состоянием воспитанников группы.
6.4.4. Взаимодействует
с
учителем-логопедом, педагогическими
работниками
образовательной организации, родителями (законными представителями) воспитанников группы
по вопросам реализации АОП ДО в образовательной области «Физическое развитие».
6.4.5. Ведет необходимую документацию по планированию образовательной деятельности
по овладению детьми группы физической культурой, элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни.
6.5. Педагог-психолог:
6.5.1. Проводит первичное психологическое обследование детей в начале учебного года
(сентябрь), осуществляет мониторинг психического развития детей с ТНР в середине года (январь)
и в конце учебного года (май), документально фиксирует динамику психического развития у
воспитанников группы.
6.5.2.Составляет индивидуальный образовательный учебный план коррекционной работы с
воспитанниками с ОВЗ имеющим ТНР.
6.5.3.Определяет периодичность и продолжительность проведения индивидуальных или
подгрупповых занятий в группе для детей с ОВЗ имеющих ТНР.
6.5.4. Самостоятельно отбирает методы и приёмы психологической помощи, корректирует
содержание коррекционной работы.
6.5.5. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы во время
коррекционных занятий.

6.5.6.Взаимодействует с учителем-логопедом, педагогическими работниками МБДОУ,
родителями (законными представителями) воспитанников по вопросам реализации АООП.
6.5.7.Осуществляет повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах психического развития детей.
6.6. Родители (законные представители):
6.6.1. Являются равноправными участниками коррекционного и образовательного
процесса.
6.6.2. Знакомятся с содержанием АОП ДО, участвуют в реализации в части организации
коррекционного сопровождения вне образовательной организации.
6.6.3. Создают в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития ребенка.
6.6.4. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых
нарушений ребенка.
6.6.5. Выполняют рекомендации учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей
группы по осуществлению коррекционных мероприятий вне образовательной организации и
обеспечению непрерывности коррекционно-образовательного процесса.
6.7.В коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи,
используется комплексный подход.
6.8. Одной из форм взаимодействия специалистов образовательной организации является
психолого-педагогический консилиум (действующий на основании Положения о ППк МБДОУ №
103 «Лесная сказка» г. Калуги).
7. Руководство и контроль
7.1. Общее руководство группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
имеющих ТНР осуществляет заведующий образовательной организации.
7.2. Заведующий образовательной организации:
обеспечивает условия, направленные на коррекцию и профилактику речевых отклонений
обучающихся;
обеспечивает комплектование групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
имеющих ТНР, список обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
имеющих ТНР утверждается локальным актом образовательной организации(приказом);
комплектует педагогический коллектив группы компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ имеющих ТНР педагогами, имеющими профессиональную квалификацию,
соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и (или)
специальную курсовую переподготовку, курсы повышения квалификации (не менее 72 часов),
дающую право работать с детьми с ОВЗ имеющих ТНР, первой или высшей квалификационной
категории;
обеспечивает кабинет учителя-логопеда специальным оборудованием, учебными
пособиями;
осуществляет контроль работы группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
имеющих ТНР.
7.3.Старший воспитатель:
обеспечивает методическое сопровождение группы компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ имеющих ТНР;
оказывает консультативную помощь воспитателям и специалистам группы
компенсирующей направленности для детей с ОВЗ имеющих ТНР;
осуществляет непосредственный контроль за коррекционно-образовательным процессом в
группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ имеющих ТНР.
7.4. Недельная нагрузка учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для
детей с ОВЗ имеющих ТНР составляет 20 часов педагогической работы в неделю.

7.5. Недельная нагрузка воспитателей в группе компенсирующей направленности для детей
с ОВЗ имеющих ТНР составляет 30 часов педагогической работы.
8.Сроки действия положения
8.1. Настоящее Положение принимается Педагогическим советом образовательной
организации и утверждается приказом заведующего. Срок данного Положения не ограничен.
Данное Положение действует до принятия нового.
8.2. В Положение могут быть внесены изменения и/или дополнения. Предложения о
внесении изменений и/или дополнений в Положение вносятся любой из сторон с обоснованием
причин для их внесения. Далее предложения выносятся на обсуждение Педагогического совета.
По решению Педагогического совета заведующий образовательной организации издает приказ о
внесении изменений и/или дополнений в Положение.
8.3. Настоящее Положение может утратить силу досрочно:
по соглашению сторон;
как противоречащее законодательству и локальным нормативным актам образовательной
организации и/или не отвечающего современным требованиям к условиям труда в
образовательной организации (образовательному процессу, охране труда и соблюдению техники
безопасности и др.).
8.4. Сторона, желающая прекратить действие настоящего Положения, должна заявить об
этом в письменном виде другой стороне не позднее, чем за месяц до предполагаемого выхода из
действующего Положения.
8.5. В части, не урегулированной настоящим Положением, применяются нормы
федеральных, региональных и местных нормативных правовых актов.

Приложение 1
к «Положению об организации образовательной деятельности
для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, имеющими тяжелое нарушение речи
МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги

Заведующему МБДОУ № 103«Лесная сказка» г. Калуги
Матвеевой И.А.
родителя (законного представителя)
фамилия________________________________________
имя
________________________________________
отчество (при наличии) ___________________________
документ, удостоверяющий личность _______________
серия______________ №_______________
выдан__________________________________________
(кем и когда выдан)

____________________________________________________

Заявление
о согласии (несогласии) на обучение
ребенка с ограниченными возможностями здоровья
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР
Я ________________________________________________________________________________ ,
(Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребенка с ограниченными возможностями здоровья)

руководствуясь ч. 3 ст. 55 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации" и на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии города Калуги от "_____"________ ____ г. протокол № ____________
даю согласие (несогласие) на обучение моего ребенка____________________________________
ненужное зачеркнуть

(Ф.И.О. ребенка, дата рождения)

__________________________________________________________________________________
по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым
нарушением речи в МБДОУ №103 «Лесная сказка » г. Калуги

"_____"________ ____ г.

_______________
(подпись)

_____________________________
расшифровка подписи)

Приложение 2
к «Положению об организации образовательной деятельности
для воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья, имеющими тяжелое нарушение речи
МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги

Дополнительное соглашение
к договору от ___________ об образовании по образовательным программам дошкольного
образования между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 103
«Лесная сказка» города Калуги и родителями (законными представителями) ребенка,
посещающего данное учреждение
г. Калуга

____________ г.
(дата заключения дополнительного соглашения )

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 «Лесная сказка»
города Калуги (МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги) (далее - Учреждение) осуществляющее
образовательную деятельность по образовательной программе дошкольного образования на основании
лицензии № 104 от 08 апреля 2015 года, выданной министерством образования и науки Калужской
области на срок – бессрочно, именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице заведующего Матвеевой
Инны Анатольевны действующего на основании Устава зарегистрированного постановлением
Городской Управы города Калуги от 26.01.2015 № 522-пи и
родителями (законными
представителями)_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество(при наличии))

именуем(ая)_____ в дальнейшем "Заказчик", действующих в интересах несовершеннолетнего
____________________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения)

проживающего по адресу:_____________________________________________________________________
(адрес места жительства с указанием индекса)

____________________________________________________________________________________________
именуем(ая)_____ в дальнейшем "Воспитанник", совместно именуемые Стороны, заключили настоящее
дополнительное соглашение о нижеследующем:
1. Предмет договора
1.1. Предметом договора является оказание Учреждением Воспитаннику образовательных услуг,
содержание Воспитанника в Учреждении, присмотр и уход за Воспитанником с ОВЗ по адаптированной
основной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи
(далее – АОП ДО для детей с ТНР), ребенка-инвалида по индивидуальному образовательному маршруту
(далее - ИОМ) с учётом индивидуальной программы реабилитации и абилитации (далее ИПРА),
выдаваемой государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
1.2. Форма обучения – очная.
1.3. Срок освоения АОП ДО для детей с ТНР (продолжительность обучения) - по заключению ТПМПК,
ИОМ – в соответствии с ИПРА.
1.4. Режим пребывания воспитанника в Учреждении – 12 часов.
2. Взаимодействие сторон.
2.1. Исполнитель вправе:
2.1.2. Защищать интересы работников в соответствии с действующим законодательством.
2.1.3. Вносить предложения по совершенствованию воспитания ребёнка в семье.
2.1.4. Устанавливать режим пребывания Воспитанника в образовательной организации – полный день, с 700 до 19-00, ежедневно, кроме субботы, воскресенья и праздничных дней, установленных
законодательством Российской Федерации.
2.1.5. Самостоятельно разрабатывать, выбирать и применять методики обучения, воспитания и коррекции,
по согласованию с родителями, использовать разнообразные формы организации занятий и педагогические
технологии и методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы.
2.1.6. Устанавливать и менять индивидуальный график посещения Учреждения Воспитанником по
согласованию с родителями (законными представителями), и по рекомендации ППк Учреждения.

2.1.7. Определять виды индивидуальной коррекционной работы и специалистов, проводящих эту работу во
время пребывания Воспитанника в Учреждении, в соответствии с рекомендациями ППк.
2.1.8. В том случае, когда, применяемые к Воспитаннику вне Учреждения, программы развития и обучения
противоречат АОП ДО для детей с ТНР, ИОМ, Учреждение имеет право предупредить об этом родителей
(законных представителей) ребенка и поставить вопрос о коррекции ИОМ.
2.1.9. Вносить предложения по совершенствованию духовного и физического развития, воспитания и
обучения ребенка в семье, в том числе рекомендовать родителям (законным представителям) обращаться в
лечебно-профилактические учреждения.
2.1.10. Обращаться за поддержкой в территориальные службы социальной помощи населению, других
социальных институтов в случаях ненадлежащего соблюдения прав ребенка в соответствии с Конвенцией о
правах ребенка и другими законодательными актами РФ.
2.1.11. Отчислять Воспитанника из Учреждения:

при наличии медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка, препятствующего его
дальнейшему пребыванию в Учреждении;

по заявлению родителей (законных представителей);

по завершению срока получения дошкольного образования в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации.
2.1.12. Переводить Воспитанника в следующую возрастную группу.
2.1.13. Переводить Воспитанника в другое дошкольное учреждение, с согласия Заказчика:

временно в случае ремонта в образовательной организации;

по заявлению родителей (законных представителей);

в ЧС и других ситуация, препятствующих пребыванию детей в образовательной организации.
2.1.14. Переводить Воспитанника в другие группы в образовательной организации на период карантинных
мероприятий, а также в летний период.
2.1.15. Объединять группы в случае: уменьшения нормативной численности детей, отсутствия
воспитателей группы по уважительной причине. Закрывать группу на время карантина по приказу
директора Учреждения и/или Учредителя.
2.1.16. Защищать профессиональные честь и достоинства сотрудников образовательной организации.
2.2. Заказчик вправе:
2.2.1. Знакомиться с Уставом Учреждения, с лицензией на осуществление образовательной деятельности,
адаптированными образовательными программами и другими документами, регламентирующими
организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности Сторон.
2.2.2. Взаимодействовать с Исполнителем по всем направлениям воспитания и обучения.
2.2.3. Получать от Исполнителя информацию:

по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных
условиями Договора;

о поведении, эмоциональном состоянии Воспитанника во время его пребывания в Учреждении, его
развитии и способностях, отношении к образовательной деятельности.
2.2.4. Принимать участие в жизни группы своего ребенка.
Требовать от Учреждения соблюдения Устава и условий настоящего договора для реализации права на
образование Воспитанника.
2.2.5. Принимать участие в создании и работе органов самоуправления Учреждения в целях сотрудничества
в решении социальных, культурных, образовательных и управленческих задач деятельности Учреждения.
2.2.6. Получать консультации у специалистов Учреждения
2.2.7. Участвовать в разработке АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ совместно со специалистами ППк
Учреждения.
2.2.8. Знакомиться с ходом реализации АОП ДО для детей с ТНР, а также с условиями обучения,
обращаться к администрации Учреждения, знакомиться с методами обучения, воспитания и коррекции.
2.2.9. Предоставлять педагогам и специалистам Учреждения полную информацию о состоянии здоровья
ребенка, перенесенных им заболеваний, курсах лечения и других событиях, существенным образом
влияющих на организацию образовательного процесса.
2.2.10. Заблаговременно ставить в известность администрацию Учреждения или специалистов о
применении всех видов медицинской, психолого-педагогической и прочей помощи Воспитаннику (в том
числе медицинских препаратов) вне Учреждения.
2.2.11. Своевременно получать информацию об отклонениях от АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ и их
причинах.
2.2.12. Присутствовать на занятиях по согласованию с администрацией Учреждения.

2.2.13. Оказывать Учреждению добровольную помощь в реализации уставных задач в установленном
законом порядке.
2.2.14. Получать информацию об отсутствующих специалистах в Учреждении и заниматься коррекцией
нарушения (дефектолог) в заданном направлении самостоятельно.
2.2.15. В соответствии со статьей 63 Семейного Кодекса Российской Федерации нести ответственность за
воспитание и развитие своих детей, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и
нравственном развитии своих детей.
2.2.16. Заблаговременно извещать администрацию Учреждения о назначенном лечении Воспитанника, в
случае если данный курс лечения может привести к перерыву в образовательном процессе, в этом случае
ППк Учреждения совместно с Заказчиком проводят корректировку АОП и ИОМ Воспитанника.
2.2.17. Соблюдать рекомендации соответствующих специалистов по вопросу организации
образовательного процесса в Учреждении, соблюдать Устав и иные локальные акты Учреждения.
2.2.18. Посещать консультации специалистов Учреждения, либо привлеченных специалистов по вопросу
обучения, воспитания, реализации АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ Воспитанника.
2.2.20. Посещать родительские собрания.
2.2.21. Принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий, проводимых с детьми в
Учреждении (праздники, развлечения, досуги, дни здоровья и др.)
2.2.22. Выбирать виды дополнительных образовательных услуг, в том числе, оказываемых Исполнителем
Воспитаннику за рамками образовательной деятельности на возмездной основе.
2.2.23. Находиться с Воспитанником в образовательной организации в период его адаптации, по
согласованию с администрацией.
2.2.24. Незамедлительно сообщать Исполнителю об изменении контактного телефона и места жительства.
2.2.25. Бережно относиться к имуществу Исполнителя, возмещать ущерб, причиненный Воспитанником
имуществу Исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Исполнитель обязан:
2.3.1. Обеспечить разработку ИОМ в рамках Учреждения; охрану жизни и укрепление физического и
психического здоровья Воспитанника; его интеллектуальное, физическое и личностное развитие, развитие
его творческих способностей и интересов, учитывая индивидуальные возможности и потребности
Воспитанника, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые
условия получения им образования.
2.3.2. Создать безопасные условия обучения, воспитания, присмотра и ухода за Воспитанником, его
содержания в Учреждении в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность его
жизни и здоровья.
2.3.3. Создавать условия для реализации Воспитанником права на образование, в соответствии с
законодательством РФ, АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ, в целях обеспечения его интеллектуального,
физического и личностного развития.
2.3.4. Разработать АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ.
2.3.5. Обеспечить реализацию АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ средствами обучения и воспитания,
необходимыми для организации образовательной деятельности и создания развивающей предметнопространственной среды в Учреждении (помещение, оборудование, учебно-наглядные пособия, игры,
игрушки и т.п.).
2.3.6.
Осуществлять необходимую коррекционную работу в рамках компетенции специалистов
Учреждения.
2.3.7. Информация о состоянии здоровья Воспитанника, перенесенных им заболеваниях и применяемых к
учащемуся методах лечения предназначена только для служебного использования администрации
Учреждения, и не может быть передана администрацией Учреждения третьим лицам, без согласия
родителей (законных представителей).
2.3.12. Предоставить Воспитаннику возможность пребывания в Учреждении в соответствии с режимом
работы, а также с учетом рекомендаций ТПМПК и ППк Учреждения.
Предоставлять возможность родителю (законному представителю) находиться в Учреждении вместе с
Воспитанником в период адаптации при условии соблюдения санитарно-гигиенических требований и
рекомендаций ППк, согласования с администрацией Учреждения.
2.3.13. Оказывать квалифицированную помощь родителю (законному представителю) (в рамках
компетенции специалистов Учреждения), информировать родителей (законных представителей) о
предстоящих консультациях и результатах консультаций, а также о проблемах, возникающих в ходе
образовательного процесса.
2.3.14. В случае отклонений от индивидуального образовательного маршрута, либо невозможности его
реализации, своевременно информировать об этом родителя (законного представителя) с целью
корректировки индивидуального образовательного маршрута.

2.3.15. Обеспечивать присмотр и уход за ребенком-инвалидом в Учреждении без взимания родительской
платы, в соответствии с действующим законодательством.
2.3.20. Предоставлять Заказчику возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного
процесса, итогами развития Воспитанника.
2.4. Заказчик обязан:
2.4.1. Заблаговременно извещать администрацию Учреждения о назначенном лечении обучающемуся, в
случае если данный курс лечения может привести к перерыву в образовательном процессе учащегося, в
этом случае ППк Учреждения совместно с родителями (законными представителями) проводят
корректировку АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ Воспитанника.
2.4.2. Незамедлительно сообщать Исполнителю об изменении контактного телефона и места жительства.
2.4.3. Проявлять уважение к педагогическому, административно-управленческому и прочему персоналу
Исполнителя. Не допускать физического и психического насилия, оскорбительных заявлений относительно
своего ребёнка, других Воспитанников и их родителей (законных представителей).
2.4.4. Посещать консультации специалистов Учреждения, либо привлеченных специалистов по вопросу
обучения, воспитания, реализации АОП ДО для детей с ТНР и ИОМ Воспитанника.
2.4.5. Соблюдать условия настоящего договора.
3. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору,
порядок разрешения споров
3.1. Учреждение несет ответственность за качество коррекционной работы, освоение Воспитанником АОП
ДО для детей с ТНР и ИОМ.
3.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут
ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.3. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
3.4. Все споры между Исполнителем и Заказчиком решаются путем переговоров, а в случае невозможности
достижения договоренности – в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящий Договор вступает в силу со дня его подписания сторонами «___»_____________ 20___г. и
действует до момента его расторжения.
4.2.
Сведения, указанные в настоящем договоре, соответствуют информации, размещенной на
Настоящий договор составлен в 2 экземплярах, по одному для каждой из сторон. Все экземпляры имеют
одинаковую юридическую силу. Изменения и дополнения настоящего договора могут производиться
только в письменной форме и подписываться уполномоченными представителями сторон.

4. Реквизиты и подписи сторон
Исполнитель

Заказчик

образовательная организация:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждением №103 «Лесная сказка» города Калуги

Родитель (законный представитель):
Ф.И.О._____________________________________________

Заведующий
МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги
_________________ И.А. Матвеева

___________________________________________________
Родитель (законный представитель):

Подпись __________________/_______________________/
(расшифровка)

«___» _______________20___г.
«___» _______________20___г.

М.П.
Отметка о получении 2-го экземпляра Заказчиком
Дата: __________________

Подпись: ________________/_______________________/

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103
«Лесная сказка» города Калуги

(МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги)

ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательной деятельности для
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
имеющих тяжелое нарушение речи
в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении № 103 «Лесная сказка»
города Калуги

г. Калуга


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».