Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 «Лесная сказка» города Калуги (МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги) «Принято» педагогическим советом МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги протокол № 1 от 03.09.2019г. «Утверждено» приказом МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги от 05.09.2019 г. № 95-2/02-05 «СОГЛАСОВАНО» Советом родителей МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги протокол от г. № 3 от 03.09.2019 ПОЛОЖЕНИЕ о психолого - педагогическом консилиуме муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка» города Калуги. г. Калуга 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №103 «Лесная сказка» города Калуги (далее – дошкольное учреждение). 1.2 Настоящее Положение регулирует деятельность психолого-педагогического консилиума (в дальнейшем ППк) как одной из форм взаимодействия руководящих и педагогических работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №103 «Лесная сказка» города Калуги (далее – дошкольное учреждение), осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения. 1.3. ППк в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29.12.2013 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами федерального органа управления образованием, иными федеральными нормативными и правовыми актами, законами Калужской области, постановлениями Правительства Калужской области, нормативными актами органа управления образованием Калужской области, правовыми актами Городской Управы города Калуги, Уставом дошкольного учреждения, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ППк, договором между ППк и территориальной психолого- медико-педагогической комиссией города Калуги (далее по тексту ТПМПК), настоящим Положением, планом работы ППк на учебный год. 1.4. ППк представляет собой объединение специалистов дошкольного учреждения, организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностикокоррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности в адаптации к условиям дошкольного учреждения в связи с отклонениями в развитии и/или состояния декомпенсации. Это систематически действующее совещание лиц, участвующих в образовательной работе, наделенное правом давать рекомендации. 1.5. ППк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ППк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, составляя и корректируя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседания ППк, реальным запросом на участие в работе консилиума и запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся. Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется Положением о порядке и условиях выплат стимулирующего и компенсационного характера, премий, оказания материальной помощи работникам муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка» г. Калуги 2. Цель ППк. Определение и организация, исходя из реальных возможностей дошкольного учреждения, адекватных условий развития, обучения и воспитания в соответствии с особыми образовательными потребностями, возрастными особенностями и диагностированными индивидуальными возможностями ребенка в зависимости от состояния соматического и нервно-психического здоровья. Обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации. 3. Задачи ППк дошкольного учреждения: 3.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении воспитанников для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения. 3.2. Разработка рекомендаций воспитателю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; 2 3.3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей воспитанников; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования. 3.4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк. 4. Принципы основы работы ППк: - принцип объективности в определении образовательного маршрута, т.е. вывод делается после многократных опросов и различных методик обследования идентичного характера с учетом документации; - принцип качественного анализа, т.е. учитывается не только конечный результат, но и сам процесс работы (как ребенок преодолел трудности, как воспринял помощь, как заинтересовался заданием и пр.); - принцип доступности (задание должно отвечать возрастным возможностям ребенка и охватывать материал соответствующего обучения); - принцип обучения (каждое задание носит обучающий характер). 5. Функции ППк: - диагностическая – распознавание характера отклонений в поведении или обучении; изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе; выделение доминанты нравственного развития; определения потенциальных возможностей и способностей воспитанников; - воспитательная – разработка проекта педагогической коррекции в виде ряда воспитательных мер, рекомендуемых воспитателю, родителям (законным представителям); разработка индивидуального маршрута коррекции воспитанника; - реабилитирующая – защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные семейные или воспитательно-образовательные условия. 6. Организация деятельности и состав: 6.1. ППк создается приказом руководителя дошкольного учреждения. 6.2. Общее руководство ППк возлагается на руководителя дошкольного учреждения. 6.3. Руководитель дошкольного учреждения назначает председателя ППк и утверждает состав консилиума. 6.4. В состав ППк входят: председатель ППк - старший воспитатель, заместитель председателя ППк (определенный из числа членов ППк при необходимости), воспитатель, учительлогопед, педагог-психолог, секретарь (определенный из числа членов ППк). На заседание консилиума могут быть приглашены (или принять участие) воспитатель дошкольного учреждения, представивший ребенка на консилиум, родитель (законный представитель) воспитанника. 6.5. Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников дошкольного учреждения с письменного согласия родителей (законных представителей) или в соответствии со спецификой дошкольного учреждения на основании распорядительного документа руководителя дошкольного учреждения. Во всех случаях обращение родителей (законных представителей) должно быть подтверждено их заявлением (Приложение № 1). В случае инициативы сотрудников дошкольного учреждения должно быть получено письменное согласие на обследование от родителей (законных представителей) воспитанника. (Приложение №2). При несогласии родителей (законных представителей) специалистами ППк должна проводиться работа по формированию у них адекватного понимания проблемы, исходя из интересов ребенка. 6.6. Обследование ребенка проводится каждым специалистом ППк индивидуально, при необходимости - в присутствии родителей (законных представителей). 6.7. ППк имеет право затребовать следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей: педиатра, невролога, сурдолога, офтальмолога, ортопеда (в зависимости от имеющихся отклонений в 3 развитии ребенка). При необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке, председатель ППк направляет запрос соответствующим медицинским специалистам; педагогическое представление. 6.8. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. Результаты обследования ребенка протоколируются. 6.9. На заседании ППк воспитатель группы, все специалисты, участвовавшие в обследовании и/или коррекционной работе с ребенком, представляют заключение на ребенка и рекомендации. Коллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ППк (Приложение №3). 6.10. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист: воспитатель или другой специалист, проводящий коррекционноразвивающее обучение или специальную (коррекционную) работу. Воспитатель или специалист отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк. 6.11. Изменение условий получения образования (в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении) осуществляется по заключению ППк и заявлению родителей (законных представителей). Отказ на изменение условий получения образования воспитанником на основании заключения ТПМПК (изменение образовательного маршрута), фиксируется заявлением родителей (законных представителей) (Приложение № 4). 6.12. При отсутствии в данном образовательном учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в ТПМПК . 6.13. Дети, направленные на ППк, находятся под наблюдением специалистов консилиума в течение всего периода пребывания в дошкольном учреждении. Все изменения условий обучения, воспитания и развития ребенка в рамках дошкольного учреждения фиксируются в Карте развития ребенка. 6.14. Председатель и специалисты, участвующие в работе ППк, несут ответственность за конфиденциальность информации о детях, проходивших обследование на ППк. 7. Подготовка и проведение ППк . 7.1. Заседания ППк подразделяются на плановые (в том числе первичные и заключительные) и внеплановые (срочные) и проводятся под руководством председателя. 7.2. Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые. 7.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, для внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения. На них осуществляется анализ состава, количества и динамики развития детей, нуждающихся в психолого-педагогической диагностико-коррекционной помощи. 7.4. Деятельность плановых заседаний ППк направлена на: - определение путей психолого-педагогического сопровождения воспитанника; - выработку согласованных решений по определению образовательного и коррекционноразвивающего маршрута; динамическую оценку состояния воспитанника и коррекцию ранее намеченной программы; - решение вопроса об изменении образовательного маршрута при завершении намеченной коррекционно-развивающей работы. 7.5. Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития воспитанника; по запросу родителей (законных представителей), специалиста или воспитателя, непосредственно работающих с воспитанником. Поводом для 4 проведения внепланового заседания ППк является выявление или возникновение новых обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие ребенка в данных образовательных условиях; с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 7.6. В задачи внепланового заседания ППк входит: 7.6.1. принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; 7.6.2. изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; 7.6.3. изменение образовательного маршрута (в рамках данного дошкольного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения). 7.7. После поступления запроса на диагностическое обследование воспитанника, председатель ППк согласовывает этот вопрос с родителями (законными представителями) и при отсутствии возражений с их стороны, представленных в письменном виде, организует проведение планового или внепланового ППк в соответствии с графиком плановых ППк. 7.8. Председатель включает в состав ППк кроме постоянных специалистов, сотрудников дошкольного учреждения, непосредственно работающих с воспитанником, направивших его на ППк. 7.9. Секретарь по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение заседание ППк. 7.10. Каждый специалист ППк составляет заключение по данным соответствующего обследования и разрабатывает рекомендации. 7.11. На период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ППк, воспитаннику назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность индивидуальной коррекционно-развивающей программы, выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития воспитанника на ППк. 7.12. Решением ППк ведущим специалистом назначается в первую очередь воспитатель группы, которую посещает ребенок, но может быть назначен и другой специалист, проводящий коррекционно-развивающую работу. 7.13. Заседание ППк проводится под руководством председателя, а в его отсутствие заместителя председателя, назначаемого председателем или руководителем дошкольного учреждения. 7.14 Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 7.15. Воспитатель группы (ведущий специалист) докладывает свое заключение о воспитаннике на заседании ППк (Приложение № 5). Каждый специалист, участвующий в обследовании или коррекционно-развивающей работе с ребенком, в устной форме дает свое заключение на ребенка в порядке, установленном председателем ППк (Приложение № 6,7) Папка развития воспитанника содержит заключение каждого специалиста и коллегиальное заключение. Коллегиальное заключение, содержащее обобщенную характеристику воспитанника и рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируется в коллегиальном заключении ( Приложение № 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания и содержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являются основанием для реализации психолого-педагогического сопровождения обследованного воспитанника. 7.16. Результаты ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей). Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося. В случае несогласия родителей (законных представителей) воспитанника с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим ФГОС ДО. 7.17. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 5 7.18. В течение учебного года (плановые заседания ППк) на основании устных представлений специалистов, непосредственно работающих с ребенком, в дневник динамического наблюдения, на основании карты коррекционной работы вносятся сведения об изменениях в его состоянии в процессе реализации рекомендаций. (Приложение № 8). 7.19. При направлении воспитанника на ТПМПК оформляется Представление ППк на воспитанника (Приложение № 16). Представление ППк на воспитанника для предоставления на ТПМПК выдается родителям (законным представителям) под личную подпись с фиксацией в журнале выдачи направлений на ТПМПК (Приложение № 11). 8.Обязанности и права членов ППк 8.1. Специалисты ППк, включенные в состав ППк выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и организацию комплексного сопровождения воспитанников. 8.2. Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно. 8.3. Специалисты ППк, включенные в состав ППк имеют право: - вносить предложения по профилактике физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, организации и созданию психологически адекватной образовательной среды; - вносить предложения по работе консилиума и обсуждаемым проблемам; - выбирать и использовать методические средства в рамках своей профессиональной компетенции и квалификации. 8.4. Специалисты ППк обязаны: - не реже одного раза в квартал вносить в папку развития ребенка сведения об изменениях в состоянии развития ребенка в процессе реализации рекомендаций; - руководствоваться в своей деятельности профессиональными, этическими принципами, нравственными нормами; - сохранять конфиденциальность сведений, некорректное использование которых может нанести ущерб здоровью, психологическому состоянию ребенка и его семье; - защищать всеми законными средствами на любом профессиональном, общественном и государственном уровне права и интересы детей и их родителей (законных представителей). 9. Делопроизводство ППк: 9.1. Ответственность за ведение документации возлагается на секретаря ППк. Ответственность за хранение документации возлагается на председателя ППк. Документы консилиума: - приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк; - график проведения плановых заседаний ППк на учебный год; - журнал учета заседаний ППк ; - протоколы заседаний ППк; - журнал записи детей на ППк (приложение №9); - журнал регистрации коллегиальных заключений ППк и рекомендаций специалистов (приложение № 10); - Карта развития воспитанника (приложение № 12 ); - журнал учета направлений на ПМПК (приложение № 11); - дневник динамического наблюдения (приложение № 13); -журнал Сведений о динамики развития воспитанников дошкольного учреждения (приложение № 14); На каждого ребенка оформляется папка развития воспитанника, содержащая необходимые документы (приложение № 15); 9.2. У председателя консилиума находятся нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность ППк. 9.3. В ходе обследования ребенка ППк ведется протокол, в котором указываются сведения о ребенке, специалистах ППк, перечень документов, представленных для проведения обследования, 6 результаты обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии), выносится решение. 10.Ответственность. 10.1. Консилиум несет ответственность в случаях: - невыполнения либо выполнения не в полном объеме и не в установленные сроки функций, отнесенных к его компетенции; - несоблюдения действующего законодательства; 10.2. Персональную ответственность за деятельность консилиума несет председатель ППк. 7 Приложение № 1 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги В психолого-педагогический консилиум муниципального дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка» города Калуги _______________________________________ Ф.И.О. (последнее при наличии) родителя (законного представителя) _______________________________________ (документ удостоверяющий личность) __________________________________________________________ заявление. Прошу обследовать моего ребёнка ______________________________________________________ (фамилия, имя отчество, дата рождения) _______________________________ «____» _________________ года рождения в связи с проблемами в обучении, поведении, развитии познавательной деятельности, развитии речи_______ (нужное подчеркнуть) _____________________________________________________________________________________ (другие причины) «________» _______________ 20___ года __________/____________________ (подпись) Ф.И.О. 8 Приложение № 2 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Согласие Несогласие Родителей (законных представителей) воспитанника на проведение психологопедагогическом обследования специалистами ППк (поставить V в соответствующем квадрате) Я, __________________________________________________________________________________ указать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), характер родственных отношений _________________________________________________________________________________________________________________ (документ удостоверяющий личность) _______________________________________________________________________________________________________________________________ являясь родителем (законным представителем) воспитанника _______________________________ (указать фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) _____________________________________________________________________________________ дату (дд.мм.гг) рождения, № группы) проживающие по адресу________________________________________________________________ адрес проживания ребенка и родителей (законных представителей) _________________________________________________________________________________________________________________ Выражаю ______________на проведение психолого-педагогическое обследования. (согласие/ несогласие) С информацией об условиях психолого-педагогического обследования и сопровождения ребенка специалистами ППк дошкольного учреждения ознакомлены. Дата: ______ _____________ _________ Подпись: _____________ /__________________________/ (Расшифровка подписи) 9 Приложение № 3 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Коллегиальное заключение психолого- педагогического консилиума МДОУ 103 «Лесная сказка» г. Калуги № ______________ от_____ _________20___ г. Общие сведения Фамилия, имя ребенка ____________________________________ Группа ___________________ Дата рождения_____________ Причина направления на ППк_________________________________________________________ Коллегиальное заключение ППк Заключение _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Рекомендации Воспитателю: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Педагогу-психологу:___________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Логопеду:____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Родителям:__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Приложение (планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут и другие необходимые материалы): _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Председатель ППк: _________________ (__________________________) (подпись) (расшифровка подписи) Члены ППк: _________________ (__________________________) должность (подпись) (расшифровка подписи) _________________ (__________________________) (подпись) _________________ (расшифровка подписи) _________________ (__________________________) (подпись) (расшифровка подписи) С решением ознакомлен(а) ________________________ /_________________________________/ (подпись) С решением согласен(а) (ФИО (полностью)родителя (законного представителя) ________________________ /_________________________________/ (подпись) (ФИО (полностью)родителя (законного представителя) С решением согласен(а) частично, не согласен(а) с пунктами:________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ________________________ /_________________________________/ (подпись) (ФИО (полностью)родителя (законного представителя) 10 Приложение №4 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги В психолого-педагогический консилиум муниципального дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка» города Калуги _______________________________________ Ф.И.О. родителя (законного представителя ) ребёнка _______________________________________ № группы Заявление. Я, ___________________________________________________________________________________ указать фамилию, имя, отчество _________________________________________________________________________________________________________________ в соответствии с паспортными данными являясь родителем (законным представителем воспитанника_________________________________ указать фамилию, имя, отчество, дату рождения, № группы _____________________________________________________________________________________ проживающие по адресу________________________________________________________________ адрес регистрации ребенка и родителей (законных представителей) __________________________________________________________________________________________________________________ отказываюсь от изменений условий получения образования (изменение образовательного маршрута) и сопровождения специалистами ППк воспитанника группы № __________________ № группы __________________________________________________________________________________________________________________ фамилия, имя, отчество, дата рождения воспитанника Дата: ______ _____________ _________ Подпись: _____________ /__________________________/ 11 Приложение №5 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________________ Возраст_________Группа__________ Воспитатель_________________________________________________________________________ Оценка особенностей развития ребенка Инструкция: Вам предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик ребенка, находящегося в Вашей группе. Это поможет другим специалистам организовать адекватную работу с ребенком. Необходимо, не пропуская ни одного признака поведения (развития), отметить (поставить крестик или галочку) только одно из трех значений: «0», «1» или «2», что характеризует выраженность данной характеристики в данный момент. Значение «0» - показывает, что данный признак поведения (развития) отсутствует, «1» - признак выражен в средней степени, «2» - означает, что данный признак выражен в значительной степени. Постарайтесь работать внимательно, не пропуская утверждений. Если Вы сомневаетесь, как отмечать ту или иную характеристику поведения (развития) ребенка, вспомните, как вел себя ребенок в недавнем прошлом. № п/п 1. 2. 3. 4. Оцениваемая характеристика Баллы: I. Внешний вид. Отношение родителей. Ребенок неопрятен. Родители не уделяют внимания его внешнему виду и одежде. Отсут. Слаб. Знач. 0 1 2 Ребенка забирают из сада одним из последних. Родители мало общаются с воспитателями, не уделяют достаточного внимания ребенку. Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада. II. Поведение в группе. 5. Не сразу воспринимает требования воспитателя (как бы «отсутствует»). 6. Не выполняет правила распорядка жизни группы. 7. Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин. 8. Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого. III. Игра и общение с детьми и взрослыми. 9. Предпочитает играть в одиночестве. 10. Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит. 11. Не умеет поддержать игру. 12. Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми. 12 IV. Речевое развитие. 13. Речь невнятная. Имеются трудности звукопроизношения. 14. Словарный запас беден. 15. Речь грамматически неправильна. 16. Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно. V. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем. 17. Недостаточен объем знаний об окружающем мире. 18. Путается в понятиях «Дни недели», «Времена года», «Время суток» и т. п. 19. Недостаточно сформированы общие социальнобытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается, «грязнуля»). 20. Не улавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует). VI. Отношение к занятиям и их успешность. 21. Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога. 22. С трудом овладевает необходимым объемом знаний. 23. Неусидчив, не доводит дело до конца. 24. Мешает педагогу и/или детям на занятиях. VII. Типовые характеристики деятельности. 25. Часто сонлив и вял в течении дня. 26. Темп работы на занятиях неравномерен. 27. Работает медленно и невнимательно. 28. Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково». VIII. Физическое развитие. 29. Недостаточно развит физически. 30. Быстро устает, истощается, становится вялым или, наоборот, расторможенным. 31. 32. Не посещает детский сад из-за болезней (часто болеющий ребенок). Болеет более 7-ми раз в году. Плохо ест. Беспокойно спит днем или/и трудно засыпает. 13 IX. Моторное развитие 33. Плохо развита мелкая моторика рук. 34. Нарушена общая координация. Неуклюжий. 35. Медлителен в движениях. 36. Предпочитает работать левой рукой (или иногда работает левой рукой) Общее количество баллов по каждому столбцу: Общее количество баллов: Динамика познавательного, речевого, двигательного, социально-коммуникативного развития с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение либо с момента оказания ему коррекционной помощи до момента подготовки характеристики по результатам педагогической диагностики:__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Какие дополнительные особенности развития ребенка (его положительные и отрицательные качества, «сильные» и «слабые» стороны) Вы хотели бы отметить?______________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Подсчет результатов: Умножьте количество крестиков (галочек) на соответствующее число (0, 1, 2) в данном столбце и запишите получившуюся цифру в графе «Общее количество баллов по каждому столбцу», суммируйте полученные баллы по всем столбцам и запишите полученную цифру в графу «Общее количество баллов». Ребенок может быть отнесен к группе риска, если общее количество баллов превышает 28 баллов. Заключение__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дата заполнения _________________ Подпись воспитателя____________ 14 Приложение № 6 к Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА НА ВОСПИТАННИКА ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НА ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________ Дошкольное учреждение______________________ группа ___________________________________ Число, месяц, год рождения_____________________________________________________________ Особенности развития игровой деятельности __________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Уровень развития познавательных процессов: - внимание __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - память ____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - мышление _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - речь _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Особенности развития эмоциональной сферы __________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Моторное функционирование ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Взаимоотношения с детьми в группе __________________________________________________ (социально-психологический статус) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Особенности поведения ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Особенности характера (ярко выраженные черты характера) _______________________________ _____________________________________________________________________________________ Особенности жизни ребенка в семье __________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Заключение__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Рекомендации________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дата обследования__________________ Подпись специалиста_________ 15 Приложение № 7 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на воспитанника для ППк МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________________ Дата рождения _____________________________________Группа ___________________________ Краткий анамнез раннего речевого развития ______________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Речевая среда и социальные условия______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Общая и мелкая моторика_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Артикуляционный аппарат______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Устная речь: Общее звучание речи___________________________________________________________________ Понимание речи_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Активный словарь_____________________________________________________________________ Грамматический строй речи_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Слоговая структура речи________________________________________________________________ Звукопроизношение____________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез _____________________________________ _____________________________________________________________________________________ Связная речь _________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Темп и плавность речи (особенности речи, связанные с заиканием) ___________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Заключение:__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Рекомендации: ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дата обследования________________ Подпись специалиста_______________ 16 Приложение № 8 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги КАРТА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Фамилия, имя______________________________________ Возраст ____________________ (на момент начала занятий) Группа__________________________________ Дата начала занятий____________________ Специалист по коррекционной работе____________________________________________________ (Ф.И.О., специальность, должность) Краткий план коррекционной работы - с ребенком__________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - с родителями________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - с воспитателями_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Количество проведенных занятий с ребенком: - на момент проведения второго планового консилиума _____________________________________ (указывается дата проведения ППк) - на момент проведения итогового консилиума (в конце учебного года)________________________ ( указывается дата проведения ППк) Проведенные мероприятия на момент проведения второго планового консилиума: - с родителями________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - с воспитателями_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ на момент проведения итогового консилиума (в конце учебного года): - с родителями_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ - с воспитателями____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Динамика состояния ребенка: На момент проведения второго планового консилиума: _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ На момент проведения итогового консилиума (в конце учебного года) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Рекомендации по дальнейшей работе _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Подпись специалиста________________________________ 17 Приложение №9 к Положению о психолого-медико-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Журнал записи детей на ППк № п/п Дата Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Инициатор обращения Повод обращения Приложение № 10 Журнал регистрации коллегиальных заключений ППк № п/п Дата Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Проблема Заключение специалиста / коллегиальное заключение ППк Рекомендации Приложение №11 Журнал регистрации направлений воспитанников на ПМПК № п/п Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Цель направления Причина направлен ия Отметка о получении направления родителями (законными представителями) Получено: далее перечень документов, переданных родителям (законным представителям) Я, ФИО родителя (законного представителя) пакет документов получил(а) «__» ___20___г. Подпись, расшифровка. 18 Приложение № 12 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги КАРТА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА №________________ Дата заполнения карты____________ I. Общие сведения Фамилия, имя, отчество ребенка_________________________________________________________ Дата рождения__________________________ Адрес регистрации ____________________________________________________________________ Адрес фактического проживания ________________________________________________________ Дом. телефон_________________________________________________________________________ II. Социальная часть Ф.И.О. матери (лица ее заменяющего, указать статус (опекун, приемный родитель, мачеха) заменяющего лица) _____________________________________________________________________________________ Возраст______________ Образование___________________________ Профессия____________________________________________________________________________ Род занятий в настоящее время __________________________________________________________ Привычки, увлечения,__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Ф.И.О. отца (лица ее заменяющего, указать статус (опекун, приемный родитель, мачеха) заменяющего лица) _____________________________________________________________________________________ Возраст_______________ Образование___________________________ Профессия____________________________________________________________________________ Род занятий в настоящее время__________________________________________________________ Привычки, увлечения,__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ С кем ребенок проживает_______________________________________________________________ (родители, приемные родители, мачеха, отчим, бабушка, дедушка и т.д.) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Какой данный ребенок по счету в семье___________________________________________________ Другие дети в семье:________________________________ (имя и возраст) _________________________________ _________________________________ _________________________________ Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни:__________ _____________________________________________________________________________________ Жилищные условия семьи______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Условия жизни ребенка ________________________________________________________________ (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей или родственников и т.д.) ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ Если родители в разводе: Сколько лет было ребенку, когда родители развелись_______________________________________ С кем из родителей остался ребенок______________________________________________________ Как ребенок отнесся к разводу___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Поддерживает ли ребенок отношения с родителями, не живущими с ним после развода, каковы эти отношения____________________________________________________________________________ 19 _____________________________________________________________________________________ Кто из родственников проводит больше времени с ребенком_________________________________ _____________________________________________________________________________________ Материальное положение семьи _________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Социальная часть карты заполнялась со слов_______________________________________________ (одного из родственников, педагога и .т.д. указать кого именно) III. Особенности раннего и дошкольного возраста Раннее развитие_______________________________________________________________________ (своевременное, опережающее, с задержкой) ______________________________________________________________________________________________________ (особенности раннего развития, если таковые были) ______________________________________________________________________________________________________ С какого возраста начал посещать ясли ___________________________________________________ С какого возраста пошел в ОУ __________________________________________________________ Особенности адаптации в ОУ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Когда начались проблемы и с чем они связаны_____________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Поведение в дошкольном учреждении____________________________________________________ (подвижен, хаотичен, легко возбудим, агрессивен, вялый, угрюмый, боязлив, нерешителен, наличие страхов, эгоцентричен, застрваемость в деятельности и др.)__________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________ Поведение ребенка в домашней обстановке________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Любимые занятия дома_________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Отношения с воспитателями ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Отношения со сверстниками ____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Поведение в семье_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Особенности взаимоотношений с другими детьми в семье___________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дополнительные сведения______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Особые отметки_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 20 Приложение № 13 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги ДНЕВНИК ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ за актуальным состоянием ребенка Дата заседания ППк Первое плановое заседание ППк «__»______200__ Второе плановое заседание ППк «__»______200_ * ** Итоговое плановое заседание ППк «___»______200_ Выявленные проблемы *** * В данной графе фиксируются проявления выявленной в развитии ребенка проблемы в различных видах деятельности. ** В данной графе фиксируются происходящие изменения или отсутствие изменений в актуальном состоянии ребенка в различных видах деятельности за истекший период *** В данной графе фиксируются произошедшие изменения или отсутствие изменений в актуальном состоянии ребенка в различных видах деятельности за период реализации специалистами рекомендаций ППк Приложение № 14 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Журнал сведений о динамики развития воспитанников № п/п Ф.И.О. ребенка Дата обследования на ППк Динамика развития (положительная, отрицательная, волнообразная, и т.д.) Дата повторного обследования на ППк Результат (неблагоприятная / благоприятная динамика) 21 Приложение № 15 к Положению о психолого- педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Примерное содержание Папки развития воспитанника Фамилия, имя ребенка__________________________________________________________ Возраст:______________________________________________________________________ Группа _______________________________________________________________________ Основные блоки 1. Документация: - карта развития; _________________________________________ - педагогическое представление; _________________________________________ - представление педагога-психолога; _________________________________________ - представление учителя-логопеда; _________________________________________ -медицинское представлении; _________________________________________ - протокол ПМК (при наличии); _________________________________________ - коллегиальное заключение ППк; _________________________________________ - дневник динамического наблюдения ППк за актуальным состоянием ребенка: ________________ - карта коррекционной работы. _________________________________________ 2. Накопительные материалы специалистов ППк, по результатам коррекционноразвивающих занятий с ребенком: ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 22 Приложение № 16 к Положению о психолого-педагогическом консилиуме МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги Представление психолого-педагогического консилиума на воспитанника для предоставления на ТПМПК _____________________________________________________________________________________ (ФИО воспитанника, дата рождения, группа) _____________________________________________________________________________________ Общие сведения: - дата поступления в образовательную организацию__________________________________ - образовательная программа (полное наименование) ____________________________________ _____________________________________________________________________________________ - форма организации образования: в группе_________________________________________________________________________ группа__________________________________________________________________________ (Указать направленность: комбинированной направленности, общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.); компенсирующей направленности, - факты, способные повлиять на поведение ребенка (в образовательной организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную организацию (причины), межличностные конфликты в среде сверстников; конфликт семьи с образовательной организацией, наличие частых, хронических заболеваний и др. ____________________________________________________________________________________; - состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок- родственные отношения и количество детей/взрослых) _____________________________________________________________________________________ - трудности, переживаемые в семье (материальные, хроническая психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением, психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также переезд в другие социокультурные условия менее чем 3 года назад, плохое владение русским языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше всего занимающихся ребенком). _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Информация об условиях и результатах образования ребенка в образовательной организации: 1. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, социальнокоммуникативного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало, неравномерно отставало, частично опережало). _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2. Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, социальнокоммуникативного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично опережает). _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, социальнокоммуникативного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная, незначительная, неравномерная, достаточная. _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 23 _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за период нахождения в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5. Динамика освоения программного материала: программа, по которой обучается ребенок (название ООП/АОП, авторы) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________; - соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы (для воспитанника по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров (в соответствии с годом обучения), достижение образовательных результатов в соответствии с годом обучения в отдельных образовательных областях: (фактически отсутствует, крайне незначительна, невысокая, неравномерная) _______________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________. 6. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство)._____________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 7. Получаемая коррекционно-развивающая, психолого-педагогическая помощь (конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.____________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8. Информация о проведении индивидуальной профилактической работы (конкретизировать). _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 9. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы. _____________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дата составления документа: _______ ______________ 20_____г. Председатель ППк. _______________/__________________ / Заведующий _______________/___________________/ МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги М.П. 24 1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в коррекции нарушений; 2. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного лица), печатью образовательной организации; 3. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей обучающегося. 4. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума, Представление готовится педагогом или специалистом психолого-педагогического профиля, в динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/ /тьютор/психолог/дефектолог). 25