Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №103 «Лесная сказка» города Калуги (МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги) Принята педагогическим советом МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги протокол № 1 от 07.09.2022 г. Утверждена приказом МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги № 250-1/02-05 от 08.09.2022 г. Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 103 «Лесная сказка» города Калуги для детей 5-6 лет «Речевичок» (срок реализации – 1 год) Составила: воспитатель Савченко О.А. Калуга 2022 г Содержание № п/п I. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. II 2.1. 2.2. 2.3. 2.4 Наименование разделов Комплекс основных характеристик Программы Пояснительная записка Цель и задачи Программы Содержание Программы Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий Условия реализации Программы Формы педагогической диагностики (мониторинга) Методическое обеспечение Программы Список литературы Приложения Стр. 3 3 6 7 10 11 11 12 12 13 14 2 Раздел 1. Основные характеристики программы 1.1.Пояснительная записка к Программе Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Речевичок» (далее – Программа) направлена на развитие у детей 5-7 лет звуковой культуры речи, подготовку к обучению грамоте, письму и чтению старших дошкольников. Программа дополнительного образования «Речевичок» представляет собой систему комплексных занятий на основе современных авторских методик, для образовательной деятельности частично используется методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журовой. Актуальность. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Уже с 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. Структуры, отвечающие за читательские возможности, эволюционируют вместе с общими языковыми способностями. В последнее время наблюдается их «омоложение». И большое число детей начинают учиться читать под руководством некомпетентных наставников родственников, старших школьников, педагогов. В настоящее время «рынок» педагогических услуг стал весьма разнообразным, но в определенной степени стихийным. Так, например, появилось много авторских программ и методических разработок по обучению грамоте детей дошкольного возраста, причем не всегда высокого качества. Отдельные составители образовательных программ, а также педагоги и родители, не знакомые с закономерностями развития письменной речи, допускают серьезные методические ошибки: - Смешивают понятия «звук» и «буква», что затрудняет процессы звукобуквенного анализа и синтеза; - Наблюдается произвольное и хаотичное знакомство с буквами без учета закономерностей развития их фонемных имен (звучания) и особенно нарушений этого развития у части детей. Возрастные и функциональные фонетико-фонематические недостатки (недостатки звукопроизношения и различения звуков) приводят к искажению, заменам, пропускам звуков при чтении и затрудняют восприятие текста; - Названия согласных букв дается дошкольникам в алфавитной транскрипции [БЭ, ЭМ, КА, ЭЛЬ]..., что может допускаться только после четкого различения ребенком понятий «звук» и «буква». Такая работа проводится в логопедических группах и, конечно, в школе. Или названия согласных даются с призвуками [СЭ, КЭ]... И то и другое приводит к соответствующему воспроизведению фонетического ряда читаемого слова [ЭМАЭМА] или [МЭАМЭА] вместо слова МАМА, [СЭТЭУЛЭ] вместо слова СТУЛ; При таком обучении грамоте даже у детей с развитым фонематическим слухом невольно возникает нарушение процесса чтения, их читательский интерес резко падает. Переучивание таких «читателей» в школе создает дискомфорт на уроках грамоты и снижает их эффективность. Актуальность программы «Речевичок» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и разработана с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей 3 единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. В своей педагогической деятельности опираемся на опыт работы Колесниковой Е.В. по развитию звукобуквенного анализа у дошкольников. Особенностью программы является использование элементов различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое и языковое развитие ребенка плавно и грамотно протекает в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Развитие любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка. Педагогическая целесообразность. Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Следует отметить, что в дошкольном возрасте при обучении чтению важно воспитывать у ребенка уверенность в собственных силах, успешность, желание использовать приобретенные навыки в повседневной жизни (нахождение знакомых букв, чтение афиш, заголовков в газетах и т. д.). Любое занятие важно заканчивать теми упражнениями, которые доступны ребенку, доставляет ему удовольствие. Это стимулирует обучение, способствует его успешности. При обучении чтению важно дозировать объем материала, индивидуализировать темп его подачи, учитывать произносительные возможности ребенка. Программа предполагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Направленность Программы: на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. Новизна программы. Направлено на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей. Возрастные особенности детей 5 – 7 лет. «В мире звуков и букв» Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Развивается звуковая сторона речи грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В 5-6 лет не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове. «Учимся читать» 4 На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности нагляднообразного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение с взрослыми и сверстниками. Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (57 лет). Объем программы рассчитан 1 учебный год: - 64 часа. Продолжительность одного занятия - 30 минут. Занятия проводятся два раза в неделю. Общее число часов в неделю – 60 минут. Особенности организации образовательного процесса Программа включает в себя групповые занятия, использование иллюстративного материала, методических пособий, ИКТ, дидактических игр и художественных произведений. 5 1.2. Цель и задачи Программы Цель программы – развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребёнка. Основные задачи при реализации данной Программы: 1 раздел «Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка» Задачи. 1. Дать представление о звуках русского языка. 2. Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг гласный звук. 3. Показать детям связь звука с буквой. 4. Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов. 5. Раздел 2 «Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников» Задачи. 1. Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный. 2. Учить детей определять позицию звука в слове. 3. Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки. 4. Учить правильно, соотносить звуки и буквы. Раздел 3 «Обучение чтению» Задачи. 1. Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями. 2. Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым). 3. Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов. 4. Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла прочитанного. 5. Познакомить с основными орфоэпическими нормами при чтении небольших текстов: делать паузы, логическое ударение, в простых случаях соблюдать интонацию. 6. Научить самостоятельно, работать со схемой слова и предложения. Раздел 4. «Формирование первоначальных навыков письма» Задачи. 1. Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке. 2. Развитие мелкой моторики рук. 3. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. 6 1.3 Содержание Программы «Речевичок» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Основные принципы: Принцип направленности методики Программы на решение во взаимосвязи задач индивидуального характера по познавательному компоненту и общего развития воспитанника. Принципы научной обоснованности и практической применимости мероприятий, направленных на познавательное развитие дошкольников, с подкреплением вышеизложенного научно- обоснованными и практически апробированными методиками. Принцип развивающего образования, а также средств, направленных на познавательное развитие дошкольников в зависимости от целей, задач и содержания совместной организованной образовательной деятельности. Принцип сочетания различных форм, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в зависимости от целей, задач, содержания и методов совместной организованной образовательной деятельности. Принцип создания необходимых педагогических условий для организации и проведения совместной организованной образовательной деятельности. Принцип сознательности и активности в процессе взаимодействия педагогов и родителей (законных представителей несовершеннолетних воспитанников) в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленной на интеллектуальное развитие дошкольников. Принцип комплексности и интегративности через решение задач, направленных на интеллектуальное развитие дошкольников в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности по всем образовательным областям. Принцип прочности, осознанности и действенности механизмов познавательного развития дошкольников. Содержание Программы Программа разработана для старших дошкольников (5-7 лет) и составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам: 1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; об основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; 2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения. 3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, закличек), заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Развитие мелкой моторики рук. Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т.д.). 4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов. 5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и 7 ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства. Реализация программы позволяет организовать работу по нескольким направлениям: подготовка к обучению грамоты, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму. 1. Подготовка к обучению грамоты. В старшем дошкольном возрасте уровень речевого развития ребенка выводит его на серьезный этап. Ребенок вплотную подходит к овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть из которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, можно часть умений сформировать в старших группах детского сада. Цель – заложить основы грамоты (первоначальное чтение и подготовка к обучению письму). Общие задачи обучения: 1. знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»; 2. знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова; 3. знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков; 4. научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; 5. научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу; 6. научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога; 7. научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов; 8. познакомить с печатными буквами. На занятиях по обучению грамоте следует уделять особое внимание интонационной выразительности речи. Важно научить дошкольника выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи позволит заложить основы выразительного чтения, научит ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства. 2. Подготовка к обучению чтения. Общие задачи обучения: Звуки речи. Учить вслушиваться в звучание слов; узнавать, различать и выделять из них отдельные звуки; определять их позицию в слове (начало, середина, конец). Уточнять звучание звуков и их артикуляцию. Учить анализировать особенности произношения и звучания звука (положение губ, языка, зубов, участие голоса, прохождение воздушной струи). Упражнять в умении различать твердые и мягкие согласные. Дифференцировать звуки, близкие в произношении и по звучанию. Учить детей устанавливать 8 последовательность звуков в слове. Познакомить с существенными опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных. Образ буквы. Познакомить с образами букв русского языка (печатный шрифт). Способствовать запоминанию ее целостного образа. Упражнять в умении соотносить букву с соответствующим звуком (звуками). Дифференцировать схожие по изображению буквы. Первоначальное чтение. Дать практическое представление об основном механизме чтения слогов (с введением согласных звуков и букв), т. е. путем упражнений учить ориентироваться на гласную в слоге при его чтении. Предложение. Слово. Дать первоначальное представление о предложении и слове (составление нераспространенных и распространенных предложений; правильное и отчетливое их произнесение; умение слышать отдельные предложения в потоке речи; членение предложений на слова, последовательное выделение слов из предложений; определение количества слов). Дать первоначальные представления о слоге и ударении. 3. Подготовка к обучению письму Процесс подготовки дошкольников к обучению письму не должен быть механической тренировкой руки ребенка. Письмо, прежде всего, является умственным процессом, аналитико-синтетической деятельностью. Это должна быть система осознанной, творческой работы каждого ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого. Предлагаемая система подготовки к обучению письму включает в себя четыре основных направления, которые являются составной частью занятий по основам грамоты и развитию речи. Каждое направление наполнено своими задачами и учебным содержанием. Развивать руку. Сформировать правильный захват орудия письма. Правильный захват карандаша подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним (щепоть). При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный — сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает. Для развития щепоти используются пальчиковые игры (особенно для большого и указательного пальцев рук), упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя (тремя) пальцами»), игровые упражнения типа «Посолим суп» и др. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки. Правильное распределение мышечной нагрузки подразумевает: напряжение (для удержания орудия письма в руке) и чередование силового напряжения и расслабления. Именно такая последовательность смены тонуса мускулатуры рук осуществляется при правильном письме. Формирование правильного распределения мышечной нагрузки руки осуществляется в играх типа «Мозаика», при работе со штампами, в ручном труде (например, работа с иголкой). Причем во всех перечисленных направлениях работы одновременно формируется щепоть руки. Развивать мелкую моторику рук. Систематически развивать мелкую моторику доминирующей руки, сопровождая движения стихами, чистоговорками, рассказами. Активно включать в жизнь детей разнообразные формы работы для развития мелкой моторики рук (работа с карандашом и со штампами, ниткопись и бисерография и т. п.). Пальчиковая гимнастика в данном случае – это самые простые упражнения, основанные на сгибании и разгибании пальцев, сжимании кисти в кулак, постукивании пальцев по поверхности стола. Цель таких упражнений – укрепить мышцы кисти, снять их излишнее напряжение, исключить дрожание руки. В результате 9 выполнения графических упражнений дети учатся: а) свободно регулировать движения по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму; б) ориентироваться на листе бумаги; в) воспроизводить линии различных конфигураций безотрывным движением руки. Начать подготовку к технике письма. Развивать пространственную ориентировку. В зависимости от возрастных возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве, определять пространственные взаимоотношения относительно себя, относительно другого предмета и относительно человека, стоящего напротив. Воспитывать чувство ритма в движении и в изображениях на плоскости. Развитое чувство ритма является одной из предпосылок обучения детей технике письма. Работа начинается с разнообразных упражнений, связанных с отхлопыванием ритмических рисунков (на слух по образцу взрослого; с опорой на схематичный рисунок). Постепенно дети переходят к рисованию элементарных бордюров, в основе которых лежит ритмическое расположение отдельных элементов. Упражнять в аналитико-синтетической деятельности. Письмо подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графических образов букв. В старшем дошкольном возрасте ребенок проводит анализ и синтез графических условных изображений предметов, а затем переходит к аналогичной работе с образами букв. Формировать элементарные графические умения. Проводить упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта (упражнения типа «Клубочки», «Волны» и др.). Необходимо широко использовать штриховки, обведение контуров предметов. Прописывание на линии группы контурных изображений предметов (сливы, яблоки, желуди и др.) формирует навык соблюдения строки, удержания размера фигуры, тиражирования изображения. Все это будет необходимо в школе при написании букв в тетради. Важно, чтобы каждое графическое упражнение имело свое название «Гирлянда на елку», «Узор из листьев», «Пропеллеры» и т.д. Такое образное соотнесение позволяет детям за линией, контуром видеть предмет, развивает фантазию, творчество, делает сложную кропотливую работу по формированию графических навыков интересной и привлекательной для дошкольника. В каждое занятие включены дидактические игры и упражнения для обучения. 1.4.Планируемые результаты: ребенок должен хорошо владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение»; знать порядок букв (алфавит); различать гласные и согласные звуки; правильно ставить ударение в знакомых словах; свободно и осознанно читать простые слова правильно составлять из букв слоги всех видов и слова простой структуры; уметь составлять простые предложения и интонационно правильно проговаривать их в соответствии со знаком на конце; проявлять интерес к родному языку. У детей в процессе освоения Программы формированы такие умения и навыки детей, которые будут способствовать успешному школьному обучению: - развитие фонематического слуха и восприятия; 10 - формирование навыка звукобуквенного анализа и синтеза состава слова; - усвоение лексико-грамматического строя речи; Сформированность навыков, которые позволят ребёнку овладеть не только чтением, но и подготовят его к более сложному виду письменной речи – письму: - развитие зрительно-пространственного представления; - графо-моторных навыков, -тонкой моторики пальцев рук. Раздел 2. Организационно-педагогические условия реализации Программы 2.1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Организация образовательного процесса Образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей. При организации образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму». Образовательная деятельность в соответствии с Программой проводится 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут. Приемы и методы организации образовательного процесса Организация образовательной среды в рамках кружковой деятельности строится на увлекательной игре, содержащей проблемно-игровые ситуации. Используются такие приемы и методы как: беседа, организационные моменты, загадки, вопрос - ответ, словесные дидактические игры и упражнения. Только тогда она способствует развитию любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в речетворческой деятельности. Деятельность начинается в игровой форме, используются упражнения на релаксацию, подвижные физминутки. Для словотворческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Помещение для организации занятий по программе «Речевичок» предполагает совместную организованную образовательную деятельность. Помещение оборудовано мебелью и оборудованием для проведения образовательной деятельности по всем необходимым требованиям СанПиН: Материалы и оборудование, в том числе наглядный и раздаточный: тетради в клетку; кассы с буквами; лента букв для составления слогов; простые карандаши; цветные карандаши; магнитная азбука плакаты по различной тематике в соответствии с планом. 11 Картины-схемы звукового анализа слов (демонстрационные и раздаточные на каждого ребёнка). Полоски-схемы звукового состава слов. Фишки (по 6 штук: красного, синего, зелёного цветов) демонстрационный и раздаточный. Подбор картинок на все звуки родного языка (животные, игрушки, растения и т.д.) Наборы игрушек диких, домашних животных, птиц, фруктов, овощей и т. п. Дидактические игры с буквами, со словами. Ребусы для детей. Буквы из разрезной азбуки. 2.2.Формы педагогической диагностики При реализации программы «Речевичок» проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики посредством наблюдения и собеседования. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. В течение года проводятся вечера развлечений и итоговые занятия для родителей. Обследование детей (начальная и итоговая диагностика) проводится с целью сбора информации об успешности обучению каждого ребенка в группе. Начальная диагностика проводиться в 1-2 неделя октября, итоговая - 2-3 неделя мая. Диагностирование детей проводится при помощи наглядных пособий, материалов Н.С. Жуковой, исходя из систематических наблюдений, индивидуальных бесед и игр с детьми. В начале года проводиться входящая диагностика (без бальной оценки). Результативность занятий оценивается по бальной системе. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. Материалы для проведения диагностики представлены в Приложении 2.3. Методическое обеспечение Программы Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание в Программе уделяется развитию детской индивидуальности, учету темпа развития и деятельности каждого ребенка. Образовательная работа воспитателя с детьми происходит в процессе различных образовательных ситуаций. Образовательные ситуации могут специально создаваться для решения какой-либо образовательной задачи. Образовательная деятельность строится в следующих формах: творческие задания, беседы, логические рассуждения, викторины, моделирование и другие. Такие формы занятий вызывают у детей интерес, т.к. представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, решают интеллектуальные задачи, учатся думать, видеть, запоминать. 12 Информационные образовательные ресурсы Название информационного ресурса Ссылка на ресурс в сети Интернет «ИГРАЕМСЯ» https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/azbuka Изучение букв в алфавитном порядке «ТЕРЕМОК» Чтение слогов и слов, деление слова https://www.teremoc.ru/game/obuchalki_reeding.htm на слоги, расстановка ударения в словах, составление слов и т.д. Игра на развитие навыков чтения https://wordch.com/ru/poisk-slova/1 «Найди слова» для детей 7 лет https://ladushki.ru/uchimsya_chitat/ Учимся читать. Живая азбука ДОШКОЛЯТА авторский сайт о воспитании детей от рождения до семи лет. Kids Smart - онлайн-платформа интеллектуального развития и обучения детей. http://doshkolyata.com.ua/index.html https://kids-smart.ru/ 2.4. Список литературы 1.Волина В.В. Весёлая грамматика. - М.: Знание, 2011. 2.Волина В.В. Учимся играя.- М, 2008 3.Журова Л.Е, Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л. Н." Обучение дошкольников грамоте". - М. Школа - Пресс, 2009. 4.От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / Е.В. Колесникова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019. - 85 с. 5.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М.: ТЦ Сфера 6.Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. М.: ТЦ Сфера. 7.Колесникова Е.В. "Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников". - М.: Гном Пресс, 2013 8.Петрова Т.И., Петрова Е.С. "Игры и занятия по развитию речи дошкольников". М. школьная пресса, 2016. 9.Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т. 1. «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014, - 352 с. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб: ООО 10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2014 г. 13 Приложение 1 Комплексно-тематическое планирование Период Формы работы Взаим-ие с родителями Формирование у Беседа детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках. Занятие проводится фронтально . Родительское собрание. Знакомство с методикой и задачами первого года обучения. Звук(а).Понят 2 ие о звуковом ряде.. Звук(а).Продо лжение. Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов , близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков. Беседа. Практичес кое занятие Групповое занятие Звук (у) 2 Звук(у) Продолжение Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова ( утка, удочка, улица) Беседа Практичес кое занятие Групповое занятие б) хотели бы Вы, чтоб Ваш ребенок научился читать до школы? Звук (и) 2 Звуки (а), (у), (и). Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова ( Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогова. Беседа Практичес кое занятие Групповое занятие Индивидуа льная работа в) где бы Вы хотели научить ребенка читать: дома, в детском саду, в школе? Тема Кол-во занятий Содержание Методы обучения Октябрь 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя 2 Давайте познакомимся Веселый язычок. . Согласие родителей. Опрос родителей по анкете: а) как Вы считаете, нужно ли научить читать детей в детском саду? Почему? Ноябрь 14 1-я Звук (э) неделя Звук (о) 2-я Звук (м) неделя Звуки (м”) 3-я Звук (п) неделя Звуки 2 Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова ( Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно) 2 Занятие проводится фронтально Помощь в изготовлении методическог о пособия. Обучение детей Беседа правильно делать артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м), (м”) в начале слова. Групповое занятие Помощь в изготовлении методическог о пособия. 2 Обучение детей Практичес правильно делать кое занятие артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов аппа. Определение места звука в слове ( начало, середина, конец) Групповое занятие 2 Обучение детей Практичес правильно делать кое занятие артикуляционную гимнастику. Групповое занятие Индивидуа льная работа (м), (п), (п”) 4-я Звук (н) неделя Звуки (н), (н”) Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н) , (н”) в словах. Беседа Практичес кое занятие Оформление папки передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке дошкольнико в к обучению грамоте". 15 Декабрь 1-я неделя Звук (б) 2 Звуки (б), (б”) Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове( начало, середина) Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов Беседа Практичес кое занятие Занятие проводится фронтально День открытых дверей. Беседа: "Какую работу можно проводить дома по этой теме". аб-би 2-я Звуки (б), (п) неделя Звуки (в) 3-я Звуки (в), (в”) неделя Звук (д) 4-я Звуки (д), (д”) неделя Гласные согласные звуки 2 Полный анализ Беседа односложного слова БимОпределе ние позиции звука (в) в слове ( начало, середина). Звуковой анализ словаива Групповое занятие 2 Различие твердых и Практичес мягких звуков (в), кое (в”) Выделение занятие звука (д) среди других согласных звуков. Групповое занятие 2 Различие твердых и Практичес мягких звуков (д), кое (д”) Звуковой занятие анализ слова дом Групповое занятие и Консультаци я «Домашняя библиотека Выделение гласного звука в середине односложных слов (дом, мак, лук) Январь 2-я Звук (т) неделя Звуки (т), (т”) 2 Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове .Звуковой анализ слова Том Различение твердых и мягких Беседа. Практичес кое занятие Групповое занятие Помощь в выполнении домашних заданий (заучивание стихов и задания в тетрадях по 16 звуков (т), (д”) 3-я Звуки неделя (д), (т) 2 Дифференциация звуков (т) , (д) Беседа Практичес кое Выделение в речи занятие звука (ф). Деление слова на слоги, различение коротких и длиных слов. Групповое занятие 2 Различие твердых и Беседа мягких звуков (ф), Практичес (ф”) кое занятие Дифференциация звуков (в) , (ф) Групповое занятие Звук (ф) 4-я Звуки неделя (ф), (ф”) подготовке руки к письму). Звуки (в),(ф) Родительское собрание: "Какие успехи". Открытое занятие . Февраль 1-я Звук (к) неделя Звуки (к), (к”) 2 Выделение звука (к) из потока согласных звуков и в словах .Звуковой анализ словакот Беседа Практичес кое занятие Занятие проводится фронтально Беседа Практичес кое занятие Групповое занятие Практичес кое Групповое занятие Различение твердых и мягких звуков (к), (к”) Звуковой анализ слова кит 2-я Звук (г) неделя Звуки (г), (г”) 2 Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах. Различение твердых и мягких звуков (г), (г”) Звуковой анализ и синтез слов. 3-я Звуки (к), (г) неделя Звуки (х) 2 Дифференциация звуков (к) , (г) Заполнение рубрики в уголке для родителей "Учимся звуковому анализу и синтезу слов". 17 Звуковой слова кони анализ занятие Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец) 4-я Звуки (х) ,(х”) неделя Звук (с), Март 1-я Звуки (с), (с”) неделя Звук (з) 2 Различение Практичес твердых и мягких кое звуков (х), (х”). занятие Звукослоговой анализ слова мухи.Определ ение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах Групповое занятие 2 Различение твердых и мягких звуков (с), (с”). Звукослоговой анализ слова гуси. Беседа Практичес кое занятие Занятие проводится фронтально Беседа Практичес кое занятие Групповое занятие Выделение в речи Практичес звука (ц) кое занятие .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец) Групповое занятие Беседа "Учимся, играя". Выделение в речи звука (з) .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец) 2-я Звуки (з), (з”) неделя Звуки (с), (з) 2 Различение твердых и мягких звуков (з), (з”). Звукослоговой анализ слова замок. Дифференциация звуков (с) , (з) 3-я Звук (ц) неделя Звуки (с),(ц) 2 Консультаци я « Учим говорить детей правильно» Дифференциация 18 звуков (с) , (ц) 4-я Звук (ш) неделя Звук (ш) продолжение 2 Выделение в речи Практичес звука (ш) кое занятие .Определение позиции звука в слове ( начало, середина, конец) Звукослоговой анализ слова шапка Групповое занятие Индивидуа льная работа 2 Различение звуков Беседа (с), (ш) Практичес кое Дифференциация занятие звуков (с) , (ш) Занятие проводится фронтально 2 Выделение в речи звука (ж) .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец) Беседа Практичес кое занятие Групповое занятие Практичес кое занятие Групповое занятие Выделение в речи Практичес звука (ч) кое занятие .Определение позиции звука в слове( начало, середина, конец) Групповое занятие Индивидуа льная работа Апрель 1-я Звуки (с), (ш) неделя Звуки (с),(ш) Продолжение 2-я Звук (ж) неделя Звук (ж) продолжение Подбор схемам анализа 3-я Звуки (з), (ж) неделя Звуки (ш) ,(ж) 2 слова к звукового Дифференциация звуков (з) , (ж) Дифференциация звуков (ш) , (ж) 4-я Звуки (ч) неделя Звук (ч) продолжение 2 Оформление папки передвижки для родителей "Игры и упражнения по подготовке руки дошкольника к письму ". Звукослоговой анализ слова жучка Май 1-я Звуки (ч), (ц) неделя Звуки (щ) 2 Дифференциация звуков (ч) , (ц) Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места Беседа Практичес кое занятие Занятие проводится фронтально 19 звука в словах ( начало, середина, конец) 2-я неделя Звук (щ) 2 продолжение Звуки (ч),(щ) 3-я неделя Гласные согласные звуки и 2 неделя Звуки и слоги звуков в Беседа Практичес кое Дифференциация занятие звуков (ч) , (щ) Групповое занятие Синтез словах звуков в Практичес кое занятие Групповое занятие Открытое занятие в конце года. Родительское собрание "Результаты детей". Практичес кое занятие Групповое занятие Мониторинг знаний и умений. Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений. Слова и предложения 4-я Синтез словах 2 Закрепление пройденного материала . 20 Приложение 2 Методика определения уровня сформированности навыка чтения у детей старшегодошкольного возраста Начало учебного года 1.Дифференцирование гласных и согласных звуков Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Поймай гласный звук»: он произносит гласные и согласные звуки: [а, м, н', о, у, р', р], а ребёнок «ловит» (хлопает в ладоши) толькогласные звуки. П р и м е ч а н и е: возможен другой набор звуков. полный ответ – 3 балла; анализ с ошибками – 2 балла; ответ с помощью воспитателя – 1 балл; отсутствие ответа – 0 баллов. 2.Выделение гласного звука в начале слов. О б о р у д о в а н и е: предметные картинки. Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласныхзвуков: [а, и, о, у]. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. 3.Дифференцирование согласного звука в начале и конце слова. М а т е р и а л для анализа: мак - [м], [а],[к]; кит - [к],[и],[т]. П р и м е ч а н и е : предлагаются односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками. Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки,стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа. 4.Дифференцирование согласных звуков по твёрдости – мягкости.М а т е р и а л для анализа: нос – нёс; мал – мял; вол – вёл; белка – балка О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие звуки. Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная. П р и м е ч а н и е: детям, незнакомым с обозначением звуков фишками, воспитатель предлагает выбрать и повторить слово, начинающееся с согласного твёрдого звука, затем –с согласного мягкого. 5.Дифференцирование согласных звуков по звонкости – глухости. М а т е р и а л для анализа: балка – палка; быль – пыль; вата – фата; дом – том О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки. 21 Анализ проводится аналогично предыдущей методике: если слово начинается с глухого согласного звука, ребёнок поднимает фишку без колокольчика; если со звонкого – фишку с колокольчиком. 6.Звуковой анализ слов. М а т е р и а л для анализа: кот, дом, волк, тень, лиса. О б о р у д о в а н и е: фишки, обозначающие согласные звуки. Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков. К р и т е р и и о ц е н к и: -полный ответ – 3 балла; -анализ с ошибками – 2 балла; -ответ с помощью воспитателя – 1 балл; -отсутствие ответа – 0 баллов. конец учебного года Р а з д е л 1. Фонетика Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. Воспитатель просит назвать: - гласные звуки в словах сон, мышка, лужа; - согласные твёрдые в словах мяч, лук, рыба; - согласные мягкие в словах луч, репа, конь, гусь; - согласные звонкие в словах зуб, рак, коза; - согласные глухие в словах фара, стул, мак. К р и т е р и и о ц е н к и: - все звуки дифференцированы правильно – 3 балла; - один или несколько звуков в группе дифференцированы неправильно – 2 балла; - неправильно дифференцированы звуки 2 групп – 1 балл; - ошибочно названы звуки во всех группах – 0 баллов. Р а з д е л 2. Звуковой анализ слова Звуковой анализ слов. О б о р у д о в а н и е: предметные картинки. Дети определяют последовательность звуков в словах шар, хвост, мишка. Воспитатель предлагает преобразовать звуковую схему слова мишка в звуковую схему слова мышка. К р и т е р и и о ц е н к и: - полная правильная схема – 2 балла; - схема с пропуском одного звука или другими ошибками – 1 балл; -отсутствие преобразования – 0 баллов. Р а з д е л 3. Лексика. 1. Тематическая группировка слов. Воспитатель предлагает ребёнку обобщить группу слов: лодка, корабль, катер, пароход (водный транспорт) и т.д. 2. Умение истолковывать значение слов. Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение слов самолёт, каток. 22 3. Умение подобрать антоним: весёлый – грустный; день – ночь; медленно – быстро… 4. Понимание случаев многозначности. Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, что могу обозначать слова кран, лук. 5. Понимание значения фразеологических единиц. Воспитатель предлагает ребёнку объяснить, как он понимает значение пословицы «Без труда не вытащишь рыбку из пруда». Критерии оценки: - полное объяснение – 3 балла; -частичное объяснение – 2 балла; - объяснение с помощью воспитателя – 1 балл; - отсутствие объяснений – 0 баллов. Общий бал Классификация звуков Постановка ударения Чтение предложений Чтение длинных слов Чтение коротких слов Называет слоги Ф.И. ребенка Знание согласных букв № Знание гласныхбукв Карта обследования Полученные результаты дают возможность сформировать представление об индивидуальных достижениях каждого ребенка, достижениях группы детей в целом и выявить уровень сформированности навыка чтения (высокий уровень – от 25 до 30 баллов, средний – от 16 до 24 баллов, низкий – от 10 до 15 баллов). 23