Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 «Лесная сказка» города Калуги является звеном муниципальной системы образования города Калуги, обеспечивающим помощь семье в воспитании и образовании детей, развитии их индивидуальных и творческих способностей, осуществлении охраны и укрепления физического и психического здоровья, усвоении детьми обязательного минимума содержания образовательных программ, реализуемых в ДОУ. Реализация задач дошкольного образования происходит в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и законодательством Российской Федерации. Самообследование проводилось в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ, на основании постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования», на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013г. №462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией» (с изменениями на 14 декабря 2017г.), Приказом Министерства образования и науки РФ от 10 декабря 2013 года № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию», Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования в МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги, Уставом МБДОУ. Целью проведения самообследования является обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации. 1. Аналитическая часть 1.1 Общие сведения об образовательной учреждении Полное наименование образовательного учреждения по Уставу муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 «Лесная сказка» города Калуги. Сокращенное наименование: МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги Юридический адрес 248017 г. Калуга, б-р Энтузиастов, 13 (МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги); 248017, г. Калуга, ул. Азаровская, д.40, к.2, пом.1; 248017, г. Калуга, ул. Азаровская, д.40, к.3, пом.69 (Необособленное структурное подразделение «Лунтик») Телефоны 79-30-60, 51-08-84, 22-19-13. Адрес официального сайта в информационно-коммуникационной сети «Интернет»: http://ds103.kaluga.ru Адрес электронной почты: dou_103@adm.kaluga.ru Год основания (ввода в эксплуатацию) 02.11. 1987г. Учредитель Городская Управа городского округа «Город Калуга» Устав: утвержден постановлением Городской Управы города Калуги от 26.01.2015 г. № 522-пи, с изменениями от 30.03.2018г. (постановление Городской Управы города Калуги №3046-пи), с изменениями от 18.01.2021 (постановление Городской Управы города Калуги №160-пи), с изменениями от 03.03.2022 (постановление Городской Управы города Калуги № 76-10-Р), с изменениями от 07.03.2023 (постановление Городской Управы города Калуги № 166-10-р) Функции и полномочия учредителя осуществляет Городская Управа города Калуги. В дошкольном учреждении функционируют группы в режиме пятидневной рабочей недели 12-часового пребывания воспитанников с 7.00 до 19.00 (полный день), 5-часового пребывания воспитанников (с 1 года до 1,5 лет) с 7.00 до 12.00 (группа кратковременного пребывания) Лицензия на право ведения образовательной деятельности: № 4026010064 от 03.08.2021г. Заведующий: Матвеева Инна Анатольевна Уровень реализуемого образования: дошкольное Язык образования: русский Форма обучения: очная Информация о численности обучающихся по реализуемым программам: численность обучающихся по реализуемой образовательной программе за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и по договорам об образовании за счёт средств физических и (или) юридических лиц составляет 433 воспитанника. В структуру Учреждения входит: МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги (основное здание); необособленное структурное подразделение «Лунтик» (далее – НСП «Лунтик»). В Учреждении работает консультационный центр для детей, не посещающих ДОУ, и их родителей. Списочный состав воспитанников стабилен. Деятельность Учреждения направлена на решение следующих целей: реализация конституционного права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования; формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Для реализации целей определены задачи: обеспечить равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию, развитию умственных способностей; развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, коммуникативные умения и социальные навыки в детской деятельности, поведении, поступках; пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, умение включаться в творческую деятельность. Предметом деятельности Учреждения является формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников. 1.2 Организационно-правовое обеспечение В своей деятельности Учреждение руководствуется: Конституцией Российской Федерации; Гражданским кодексом Российской Федерации; Семейным кодексом Российской Федерации; Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи 2.4.3648-20 от 28 сентября 2020 года № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 21.01.2021 года № 62296; Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации; а также приказами, инструкциями, методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Калужской области. Нормативно-правовыми и локальными документами, разработанными в учреждении: - Уставом МБДОУ; - Договором между учреждением и родителями (законными представителями) ребёнка; - Трудовыми договорами между работодателем организации и работниками; - Локальными актами; - Штатным расписанием Документы, регламентирующие деятельность учреждения размещены на сайте учреждения в сети Интернет. Управление учреждением строится на принципах единоначалия и коллегиальности; непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий. 1.3 Система управления дошкольным учреждением Администрация Учреждения стремилась направить управленческую деятельность на повышение качества образования, на создание условий для всестороннего развития детей, их интересов, склонностей, способностей, повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом учреждения, а также следующими локальными документами: Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением № 103 «Лесная сказка» города Калуги и родителями (законными представителями) ребенка, посещающего данное учреждение, трудовыми договорами между администрацией и работниками, Коллективным договором между администрацией и профсоюзным комитетом, локальными актами и другими нормативноправовыми документами. В дошкольном учреждении функционирует Первичная профсоюзная организация. В соответствии с Уставом, в целях совершенствования руководства и контроля за деятельностью учреждения между членами администрации и заведующим распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций. Заведующий осуществляет общее руководство по оптимизации деятельности управленческого аппарата ДОУ на основе плана работы, обеспечивает регулирование и коррекцию по всем направлениям деятельности. Старший воспитатель ведет контрольно-аналитическую деятельность по мониторингу качества образования и здоровьесбережения детей, планирует организацию всей методической работы. Заместитель заведующего по ХЧ ведет качественное пополнение материальнотехнической базы в полном соответствии с целями и задачами ДОУ, осуществляет хозяйственную деятельность в учреждении. Коллегиальными органами управления учреждения являются: общее собрание работников, педагогический совет. В целях учета мнения родителей (законных представителей) по вопросам управления учреждением по инициативе родителей (законных представителей) создан совет родителей. Общее собрание работников – представляет полномочия работников образовательной организации, в состав Общего собрания входят все работники учреждения. Для ведения Общего собрания работников открытым голосованием избирается председатель и секретарь. Педагогический совет – постоянно действующий коллегиальный орган управления педагогической деятельностью учреждения, действующий в целях рассмотрения педагогических и методических вопросов, вопросов организации и осуществления образовательной деятельности, изучения и распространения передового педагогического опыта. Председателем Педагогического совета является заведующий. Представительным органом работников является действующий в учреждении профессиональный союз работников образования (Профсоюзный комитет). Педагогический состав формируется в соответствии со штатным расписанием. Все мероприятия (педагогические советы, педчасы и др.) проводятся в соответствии с утвержденным в Учреждении годовым Планом работы. В целом структура Учреждения и система управления достаточны и эффективны для обеспечения выполнения функций Учреждения, что позволяет успешно вести образовательную деятельность. Вывод: Анализ нормативной базы позволяет сделать вывод, что Учреждение работает в соответствии с нормативными документами в сфере образования Российской Федерации, создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. Структура и система управления соответствуют специфике деятельности Учреждения. По итогам 2023 года система управления оценивается как эффективная, позволяющая учесть мнение работников и всех участников образовательных отношений. В следующем году изменение системы управления не планируется. 1.4 Материально-техническая база дошкольного учреждения и безопасность Здание МБДОУ №103 «Лесная сказка» построено по типовому проекту, включает в себя: 16 групповых комнат (игровая комната, спальня, туалет), медицинский блок (смотровой и прививочный кабинеты, кабинет оказания первой помощи), музыкальные и спортивный залы, изостудия, кабинет занимательных игр, кабинет психолога, сенсорная комната, логопедические кабинеты. Необособленное структурное подразделение «Лунтик» (далее – НСП «Лунтик») функционирует с 01.07.2021 года. В НСП «Лунтик» созданы комфортные условия для пребывания воспитанников раннего возраста от 1 года до 3 лет; структурное подразделение включает в себя 6 групповых комнат (игровая комната, спальня, туалет), медицинский блок (кабинет оказания первой помощи). Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 103 «Лесная сказка» города Калуги и НСП «Лунтик» функционируют в помещениях, отвечающих санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, а также психолого-педагогическим требованиям к благоустройству учреждений дошкольного образования. Учреждение имеет доступ в сеть Интернет, официальный сайт, постоянно функционирует электронная почта. Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги и НСП «Лунтик» организовано питание в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 года № 32"Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.359020 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" (далее – Правила). Питание детей осуществляется в соответствии с 10-дневным меню, утвержденным руководителем учреждения для каждой возрастной группы детей. С учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп при 12-часовом пребывании детей предусмотрен завтрак, второй завтрак, обед и уплотненный полдник, при 5-часовом пребывании детей предусмотрен завтрак, второй завтрак, обед. При составлении меню учитываются национальные и территориальные особенности питания населения и состояние здоровья детей, а также рекомендуемый ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей в дошкольных образовательных организациях и распределением энергетической ценности (калорийности) суточного рациона по отдельным приемам пищи. В МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги имеется полностью оборудованный пищеблок для приготовления блюд собственного производства. Пищеблок учреждения оборудован необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием. Оснащение и санитарное состояние соответствует требованиям СанПиН. Персонал пищеблока аттестован, прошел санитарно-гигиеническое обучение. Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Контроль поступающих продуктов осуществляется ответственным лицом. Результаты контроля регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов. Продукты хранятся в соответствии с условиями хранения и сроками годности. Все блюда готовятся в соответствии с технологическими картами, санитарными нормами, полуфабрикаты не используются. Выдача готовой пищи разрешается после проведения пробы и регистрации контроля бракеража готовой кулинарной продукции. Для осуществления питания воспитанников в НСП "Лунтик" предусмотрен автомобиль, который доставляет готовые блюда из пищеблока МБДОУ №103 "Лесная сказка" г. Калуги с соблюдением всех санитарных норм. Готовую продукцию доставляют в служебные помещения каждого корпуса. В учреждении организован питьевой режим в соответствии с п.8.4, п. 8.4.3, п.8.4.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020 года № 32. В ДОУ систематически ведется подсчёт выполнения натуральных норм питания и калорийности. Анализ организации питания за 2023 учебный год показал достаточное выполнение натуральных норм по основным продуктам питания. В рацион питания регулярно включались овощные салаты, фрукты, дети получали соки. При составлении меню строго учитывался подбор продуктов, обеспечивающий детей основными пищевыми веществами, и правильное сочетание всех пищевых ингредиентов, как в качественном, так и в количественном отношении. Анализ питания показал, что выполнение норм питания по основным продуктам составляет 88%. Калорийность готовых блюд соответствует норме и в среднем составляет: дошкольный возраст – 1567 Ккал. Территория МБДОУ озеленена. На территории учреждения обустроены 16 прогулочных участков и спортивная площадка, оснащенные необходимым оборудованием. Территория детского сада освещена и ограждена металлическим забором с воротами и калиткой, имеющей кодовый замок. Входы в здание детского сада оборудованы магнитными ключами. В ночное время (с 19-00 вечера до 7-00 утра) организована сторожевая охрана. В целях предотвращения террористических угроз и других противоправных действий безопасность нахождения детей и сотрудников в дошкольном учреждении осуществлялась частным охранным предприятием «Щит-Гарант», ведется круглосуточное наблюдение, обслуживаемое ИП Егорин, по периметру и внутри здания установлены 18 камер. Учреждение оборудовано сигналом срабатывания АПС на пульт 01, обслуживаемый ИП Лесным А. А. В целях предупреждения и ликвидации последствий других экстремальных ситуаций имеется автоматическая тревожная сигнализация, обслуживаемая ФГУП «Охрана» Росгвардии, путем экстренного выезда наряда вневедомственной охраны войск национальной гвардии ФГКУ «УВО ВНГ России по Калужской области» К действиям в чрезвычайных ситуациях сотрудники детского сада проинструктированы и подготовлены. Входы в здания НСП "Лунтик" оборудованы домофонами. В каждом корпусе дошкольного учреждения имеется круглосуточное видеонаблюдение, обслуживаемое ИП Егорин Наблюдение осуществляется с помощью 9 камер. В одном из корпусов имеется комната охраны. В целях предотвращения террористических угроз и других противоправных действий безопасность нахождения детей и сотрудников в дошкольном учреждении осуществлялась частным охранным предприятием «Щит-Гарант». Рядом с отдельно стоящими зданиями НСП «Лунтик» находятся 6 прогулочных участков для организации прогулок с детьми, территория прогулочной зоны благоустроена, озеленена насаждениями, по периметру ограждена забором, имеется место для хранения колясок, велосипедов, санок. Состояние территории и оборудования соответствует пожарной, антитеррористической безопасности. Систематически проводится общий технический осмотр здания, проверка сопротивления изоляции электросети и заземления оборудования, проверка исправности электрических розеток, электрооборудования. В целях обеспечения безопасных условий труда: своевременно организовывается обучение проверка знаний требований охраны труда вновь поступивших работников учреждения; организовано обучение работников и воспитанников в учреждении мерам обеспечения пожарной безопасности, проводятся тренировочные мероприятия по эвакуации детей и всего персонала; своевременно проводятся инструктажи по охране труда и пожарной безопасности с работниками; разрабатываются мероприятия по предупреждению травматизма, дорожнотранспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде, спортивных мероприятиях и т.д. производится специальная оценка условий труда сотрудников. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница». Ежегодно проводится осмотр детей врачами – специалистами, диспансеризация и вакцинация детей в соответствии с календарем прививок. Педагоги прошли специальное обучение по оказанию первой медицинской помощи. Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными требованиями. В учреждении функционирует комплексная система оздоровления детей, введены дополнительные мероприятия: закаливание, хождение босиком, бодрящая и дыхательная гимнастики, соблюдается режим проветривания. Сравнительный анализ заболеваемости показал, что заболеваемость детей в текущем году имела тенденцию к увеличению. Число пропусков по болезни на 1 ребенка составило 17,6 дня, что на 1 больше, чем в 2022 году. Индекс здоровья воспитанников составил 25,7, это выше на 0,7 чем в 2022 году. При реализации образовательной программы обучение выстраивается с соблюдением всех требований с целью сохранности здоровья и создания безопасной среды. Учреждение обеспечивает взаимодействие с социумом. Для построения единой линии преемственных связей МБДОУ №103 тесно сотрудничает с МБОУ «Лицей №48» с целью адаптации детей к школьной жизни и выработки единой стратегии в работе с родителями. Филиал городской детской библиотеки №36 оказывает помощь МБДОУ по созданию условий для культурного развития, формирования и удовлетворения образовательных, коммуникативных потребностей, как детей, так и родителей. Вывод: материально-техническое состояние Учреждения и территории соответствует действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, правилам пожарной безопасности, требованиям охраны труда, позволяет обеспечить образовательный процесс. 1.5 Анализ контингента воспитанников В 2023 году в МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги функционировало 10 групп общеразвивающей направленности в возрасте от 3 до 7 лет (288 детей), 5 групп компенсирующей направленности в возрасте от 4 до 7 лет (77 детей). В 2023 году была открыта группа компенсирующей направленности (дети с тяжелыми нарушениями речи) для детей 4-5 лет. Общая численность воспитанников 365 детей. В НСП «Лунтик» функционировали 3 группы общеразвивающей направленности для воспитанников от 1 до 3 лет (60 детей), 1 группа кратковременного пребывания воспитанников от 1 до 1,5 года (8 детей). Общая численность воспитанников раннего возраста составила 68 детей. В учреждении получал образовательные услуги 1 воспитанник, имеющий статус «ребенок-инвалид». Распределение детей по группам осуществлялось в соответствии с возрастом, в группы компенсирующей направленности на основании заключений ТПМПК города Калуги. Контингент обучающихся стабилен, движение воспитанников происходит по объективным причинам (смена жительства) и не вносит дестабилизацию в процесс развития Учреждения. В 2023 году дошкольное учреждении оказывало платные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам социально-гуманитарной («Занимательная математика», «Речевичок», «Раннее обучение английскому языку» и художественной направленности «Танцевальная мозаика», «Волшебная мастерская». В дополнительном образовании задействовано 42 % воспитанников ДОУ, из них по программам социальногуманитарной направленности – 18%, 24% по программам художественной направленности. Вывод: Муниципальный заказ по предоставлению мест для дошкольников в 2023 году выполнен полностью. Контингент обучающихся стабилен, движение воспитанников происходит по объективным причинам (смена жительства) и не вносит дестабилизацию в процесс развития Учреждения. Численный состав детей остается стабильным в связи со спросом детских мест у населения микрорайона, в том числе со спросом детских мест для детей раннего возраста. Положительная динамика отражает перспективы функционирования, уровень комфортности, спрос на дошкольное регулярность получения образовательных услуг воспитанниками. учреждение, 2. Содержание образовательной деятельности 2.1 Образовательная программа Содержание образовательной деятельности определяется основной образовательной программой дошкольного образования Учреждения, разработанной, принятой и реализуемой в соответствии с федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФОП ДО). Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; выстроено с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и направлением образовательных областей. Образовательная деятельность с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, осуществляется в соответствии с адаптированной образовательной программой, реализуемой в соответствии с федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования (далее – ФАОП ДО). Образовательная деятельность в Учреждении построена на взаимодействии всех его субъектов. Комплексная диагностическая и коррекционная работа с воспитанниками позволяет своевременно выявлять детей, нуждающихся в коррекционной помощи специалистов, а также подготовить детей к школе, проследить уровень освоения воспитанниками ОП ДО. В течение 2023 года педагогический коллектив работал над модернизацией и построением целостного педагогического процесса в ходе реализации образовательной программы дошкольного образования и адаптированной образовательной программы дошкольного образования (для детей с ТНР) в связи с утверждением единой для всех дошкольных учреждений образовательной программы (Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847) и учетом ФАОП ДО для групп компенсирующей направленности. (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»). Образовательный процесс в ДОУ построен на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, наблюдений, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и других. Проектирование образовательного процесса в нашем учреждении предусматривает и предполагает: - максимальное использование видов детской деятельности: речевой, продуктивной, двигательной, музыкально-художественной, познавательно-исследовательской и др.; - использование современных форм организации образовательного процесса («метод проектов», «образовательное путешествие», «проблемно-познавательная деятельность» и др.) - интеграцию видов деятельности на основе взаимодействия всех специалистов учреждения. Содержание образования реализуется через совместную деятельность ребенка со взрослым (в том числе в ходе режимных моментов, включая индивидуальную работу с детьми и непосредственно образовательную деятельность) и самостоятельную деятельность детей. Исключительное значение придается игре как ведущему виду деятельности в дошкольном детстве. Чтобы выбрать верную стратегию воспитательной работы, в 2023 году проводился анализ состава семей воспитанников. Воспитательная работа строится с учетом индивидуальных особенностей детей, с использованием разнообразных форм и методов, в тесной взаимосвязи воспитателей, специалистов и родителей. В 2023 году дошкольное учреждение продолжило активную работу в инновационном режиме. Инновационная деятельность заключалась в методическом обеспечении реализации авторской программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой дом», разработанной коллективом дошкольного учреждения, направленной на решение задач нравственно-патриотического воспитания на примере материалов краеведческого характера. Отбор содержания краеведческого материала, его адаптация в соответствии с уровнем детского восприятия и организация образовательной деятельности с учетом принципов, задач и структуры заявленной парциальной программы позволило в МБДОУ создать мини-музеи. Использование музейной педагогики в дошкольном учреждении способствовало созданию краеведческой образовательной среды, которая смогла повысить качество образовательной деятельности в аспекте краеведческого образования. Методическое обеспечение программы направлено на создание методических продуктов, тесно связанных с краеведением. На протяжении трех лет программа прошла стадию формирования идеи, целеполагания, частичной разработки (информационное обеспечение, продукты совместной деятельности, алгоритмы деятельности, контрольноизмерительные материалы). В течение 2023 года педагогическим коллективом были созданы не только минимузеи, но и разработаны их паспорта, методические материалы для проведения образовательной деятельности с детьми, мероприятий с участием родителей, пополнена развивающая предметно-пространственная среда в группах и коридорах ДОУ, изготовлены современные игры и пособия по краеведению (круги Луллия, кубики Блума, сторителлинг). В течение года нами были получены следующие результаты: - осуществление образовательного процесса в соответствии с темами краеведения, как части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, создание условий для самостоятельной деятельности детей. - повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах краеведения (внедрение технологии музейной педагогики в образовательный процесс); - включенность семьи в образовательный процесс ДОУ, преемственность и единство требований ДОУ и семьи (создание условий для вовлечения семьи в образовательное пространство ДОУ в ходе создания мини-музеев); - пополнение РППС в соответствии с темами краеведения (коллажи, дидактические игры, макеты, создание экспонатов мини-музеев); - созданы паспорта мини-музеев в ДОУ. В течение 2023 года особое внимание педагогов ДОУ было уделено реализации задач укрепления физического и психического здоровья воспитанников, пропаганде здорового образа жизни. Оптимизация двигательного режима и использование здоровьесберегающих технологий позволяет грамотно организовать двигательную деятельность детей в течение дня и повысить их интерес к занятиям спортом и соблюдению здорового образа жизни. Педагогами групп были пополнены центры физкультуры в группах, для физкультурного зала были приобретены баскетбольная стойка, ворота для футбола, аэроскакалки, спортивные коврики. Совместные проекты с родителями воспитанников по ЗОЖ позволили повысить эффективность работы в данном направлении. В 2023 году 25 воспитанников приняли участие в сдаче норм ГТО, 16 дошкольников показали свои лучшие результаты и были награждены золотыми знаками отличия комплекса ГТО. Данное направление работы – целенаправленный процесс. Дети вместе с инструктором по физической культуре заблаговременно готовятся к сдаче норм ГТО, родители своевременно регистрируют детей на сайте. Вывод: Таким образом, инновационная деятельность – важный фактор повышения престижа образовательной организации со стороны родителей и социальных партнеров, а значит – ее востребованности в социуме, со стороны заинтересованных участников образовательных отношений. Инновационная деятельность стимулирует педагогов к повышению своей компетентности, как одной из наиболее эффективных форм профессионального роста. 3. Условия осуществления образовательной деятельности 3.1 Санитарно-гигиенические условия Чтобы не допустить распространения инфекций в 2023 году продолжено соблюдение ограничительных и профилактических мер в соответствии с СП 3.1/2.4.359820 в осенний и весенний период: ежедневный усиленный фильтр воспитанников и работников — термометрию с помощью бесконтактных термометров и опрос на наличие признаков инфекционных заболеваний; еженедельную генеральную уборку с применением дезинфицирующих средств, разведенных в концентрациях по вирусному режиму; ежедневную влажную уборку с обработкой всех контактных поверхностей, игрушек и оборудования дезинфицирующими средствами; дезинфекцию посуды, столовых приборов после каждого использования; использование бактерицидных установок в групповых комнатах; частое проветривание групповых комнат в отсутствие воспитанников; проведение всех занятий в помещениях групповой ячейки или на открытом воздухе отдельно от других групп. 3.2 Кадровые условия Важным условием результативной и качественной образовательной деятельности является грамотная кадровая политика и наличие профессиональных кадров. В ДОУ сформирован квалифицированный педагогический коллектив. Общая численность педагогических работников составляет 40 педагогов, из них воспитатели – 33 старшие воспитатели – 2 музыкальные руководители – 2 инструктор по физической культуре – 1 учитель-логопед – 2 К сожалению, в 2023 году учреждение испытывает трудности в отсутствии в штате педагога-психолога. Учреждение укомплектовано педагогами на 95% согласно штатному расписанию. Штатные единицы педагогического состава выделены в соответствии с направленностью возрастных групп, что позволяет обеспечить реализацию образовательных задач деятельности учреждения. Соотношение воспитанников, приходящихся на 1 взрослого: воспитанник/педагоги — 13/1. На сегодняшний день в Учреждении работает профессиональный и образованный педагогический коллектив, обладающий высоким культурным уровнем. Педагоги уверены в себе, мотивированы на получение качественного результата, обладают адекватной оценкой деятельности, постоянно повышают свой профессиональный уровень (курсы повышения квалификации, семинары, самообразование и пр.) Уровень образования педагогических кадров 37% 63% Среднее специальное образование Высшее образование Уровень квалификации педагогов 15% 13% 4% 68% Высшая категория Первая категория Соответствие занимаемой должности нет категории За 2023 год педагогические работники прошли аттестацию и получили: высшую квалификационную категорию — 2 воспитателя, первую квалификационную категорию — 1 воспитатель. Распределение педагогов по стажу 20% 35% 12% 33% до 5 лет 5-10 лет 10-20 лет более 20 лет В 2023 году произошло вливание новых кадров. Дошкольное учреждение пополнилось учителем-логопедом и воспитателем с первой квалификационной категорией. В учреждение пришли работать 3 молодых специалиста, закончившие в 2022-2023 учебных годах среднее профессиональное образование по специальности «Дошкольное образование». Уровень образования педагогических кадров Однако 70% педагогов имеют «соответствие занимаемой должности» или не имеют категории. Причины – привлечение молодых кадров – 20% (стаж работы менее 2-х лет). В перспективе на будущий учебный год – активизировать педагогов пройти личную аттестацию и повысить процент квалификации педагогического коллектива. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по специальности. 45% педагогов прошли курсовую подготовку по темам «Внедрение ФОП ДО: требования и особенности организации образовательного процесса», «Соблюдение требований ФАОП ДО для обучающихся с ОВЗ: организация учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО». 75% педагогов прошло обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста) и «Первая помощь в образовательной организации». Большинство педагогов имеет достаточный опыт практической деятельности, соответствующую теоретическую базу, хорошую профессиональную подготовку. В рамках реализации годового плана проводились мероприятия для профессионального развития педагогических работников, совершенствования их компетенций. С целью формирования потребности в непрерывном самообразовании, мотивации к педагогической деятельности регулярно проводились педагогические часы, групповые и индивидуальные консультации, семинары, мастер-классы. Молодые педагоги учились у более опытных через взаимопосещение и наставничество. Воспитатели получали адресную помощь. Сквозной темой всех мероприятий было реализация образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО. Мероприятия носили дифференцированный характер в соответствии с индивидуальными маршрутами профессионального развития педагогов, планами самообразования и пр. Для начинающих педагогов (стаж работы до 2 лет) отдельно предусмотрена работа по повышению уровня их профессиональных компетенций, выявления трудностей и их преодоления в форме «Школы молодого воспитателя». Планирование содержания методической работы в Учреждении ведется на основе анализа деятельности педагогов, диагностических карт, исходя из уровня профессионализма педагогов и готовности их к самореализации и саморефлексии, что способствует повышению качества образовательной работы. Педагоги имели возможность общения, с коллегами участвуя в методических объединениях, семинарах, В Учреждении есть педагоги, способные работать в инновационном режиме. Подбор и расстановка кадров, распределение между ними функций осуществляется с учетом личных качеств сотрудников, уровня их профессиональной компетенции, психологической совместимости. Все это способствует развитию творческого потенциала педагогов, повышению качества и эффективности образовательного процесса в Учреждении в условиях обновления содержания дошкольного образования. Принимали участие в профессиональных и творческих конкурсах. Педагогические работники активно распространяли свой педагогический опыт, который был представлен на мероприятиях различного уровня: Городской конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений «Мой лучший урок» (лауреат – воспитатель Сутяпова О.А.) Городской конкурс профессионального мастерства педагогов образовательных учреждений «Воспитатель года» (победитель – воспитатель Григорьева А.В., финалист – воспитатель Леонова Н.Ю.) Городской семинар-практикум «Возможности знакомства старших дошкольников с элементами спортивной игры «Шашки» в двигательной деятельности» (инструктор по физической культуре Макарова Ю.Н.) Городской семинар «Реализация образовательной области «Познавательное развитие» посредством организации познавательно-исследовательской деятельности» (воспитатели Брыкова В.Г., Трукунова С.С., Пахно М.Н., старший воспитатель – Яковская О.В.) Городской конкурс творческих работ «Все грани прекрасного» (участники воспитатели Шевченко Е.В., Григорьева А.В., лауреат - Пахно М.Н.) Опытные педагоги активно принимали участие в работе городских экспертных и конкурсных комиссий (Макарова Ю.Н. – участник экспертной группы Спартакиады для детей дошкольного возраста по летним видам спорта МБДОУ г. Калуги, эксперт конкурса областного смотра-конкурса «Лучший специалист системы физического воспитания КО». В 2023 году наше дошкольное учреждение продолжило реализовывать пилотный проект по реализации программы социально-эмоционального развития старших дошкольников, созданную при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», которая решает задачу социализации ребёнка. Благодаря развитию эмоционального интеллекта и навыков коммуникации улучшаются взаимоотношения в группе сверстников, а семейные задания способствуют созданию доброжелательной атмосферы в семье воспитанников. Занятия отличаются многообразием форм и содержания, что способствует поддержанию интереса и расширению кругозора. В 2023 году педагогический коллектив продолжил участие в городском проекте «Шаг вперед». Участие в проекте позволяет сделать шаг навстречу к родителям будущих воспитанников. Для родителей были проведены три мероприятия: «Уроки рисования с детьми раннего возраста» носило консультационный характер с элементами мастер-класса, задачами которого было рассказать родителям о характере рисования у детей третьего года жизни, познакомить их с нетрадиционными техниками рисования, показать широкие возможности изобразительной деятельности для экспериментирования с разными материалами. Учителем-логопедом дошкольного учреждения был проведен практикум «Секреты развития речи у детей раннего возраста», в ходе чего родители узнали, что такое речь и какую роль она выполняет в становлении и развитии малыша. На примере сказки «Курочка Ряба» педагоги подготовили рекомендации для родителей и раскрыли секреты речевого развития детей: настольный театр, лепка, дыхательная гимнастика и др. Третье мероприятие «Развитие детей раннего возраста через музыкально-игровую деятельность» позволило родителям узнать, какова роль музыкальных игр, об их пользе, как играть с детьми в музыкальные игры. Вывод: Учреждение укомплектовано педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием. Коллектив Учреждения имеет значительный творческий потенциал и возможности для профессионального роста. 3.3 Учебно-методические условия и библиотечно-информационное обеспечение Библиотечный фонд располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, группах детского сада. Библиотечный фонд представлен методической литературой по всем образовательным областям образовательной программы, детской художественной литературой, периодическими изданиями, а также другими информационными ресурсами на различных электронных носителях. В каждой возрастной группе имеется банк необходимых учебно-методических пособий, рекомендованных для планирования образовательного процесса в соответствии с образовательными программами дошкольного образования. Оборудование и оснащение методического кабинета достаточно для реализации образовательных программ. В методическом кабинете созданы условия для возможности организации совместной деятельности педагогов. Кабинет оснащен техническим и компьютерным оборудованием. Программное обеспечение позволяет работать с текстовыми редакторами, интернет-ресурсами, фото- и видеоматериалами, графическими редакторами. Оценка готовности управленческих и педагогических кадров Учреждения к работе в условиях цифровой трансформации выявила, что у сотрудников в достаточной степени сформированы профессиональные умения, обеспечивающие решение задач цифрового образования. Все педагогические работники умеют применять современные технические средства обучения и информационно-коммуникационные технологии. В Учреждении учебно-методическое и информационное обеспечение достаточное для организации образовательной деятельности и эффективной реализации образовательных программ. 3.4 Финансовые ресурсы и их использование Финансирование развития Учреждения осуществляется за счет средств городского бюджета (субсидии на выполнение муниципального задания, целевые субсидии на иные цели), областного бюджета (субвенция) и средств от приносящей доход деятельности (родительская плата). В 2023 году дополнительно финансирование осуществлялось за счет внебюджетных поступлений (от оказания платных дополнительных образовательных услуг). Субсидии на выполнение муниципального задания предоставляются из муниципального бюджета в соответствии с утвержденным лимитами бюджетных обязательств на основании муниципального задания, утверждённого учредителем. Расходование средств направлено на выплату заработной платы и начислений на оплату труда, на коммунальные расходы (оплата отопления, электроэнергии, водопотребления и водоотведения), на содержание имущества (вывоз и складирование ТБО, дератизация, дезинсекция и т.д.), на услуги вневедомственной и пожарной охраны на приобретение основных средств, медикаментов, мягкого инвентаря и других расходных материалов, необходимых для деятельности ДОУ. 4. Содержание и качество образовательного процесса Организация образовательного процесса в учреждении построена по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и основано на комплексно-тематическом планировании. В соответствии с требованиями СанПиН 1.2.3685-21 в учреждении соблюдается режим дня рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение дня, который соответствует возрастным психофизиологическим особенностям. Образовательная деятельность организуется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование общей культуры воспитанников, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательная деятельность строится на основании технологии личностноориентированного взаимодействия, направленной на необходимость распознания индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при этом акцент делается на возрастные особенности, потребности, склонности, способности, интересы, темп развития воспитанников. При организации образовательной деятельности образовательной программой охвачено 100% детей, дополнительно адаптированной образовательной программой для детей с тяжелыми нарушениями речи – 18 % детей. 4.1 Результаты образовательной деятельности Анализ освоения ООП ДО осуществлялся на основании системы мониторинга развития ребёнка и достижения им планируемых результатов освоения ООП ДО. Для поведения диагностического исследования использовались низко формализованные методы исследования (наблюдение в процессе проведения контрольного занятия, в процессе повседневной жизни), беседа, контент-анализ (анализ продуктов детской деятельности) и высоко формализованные методы исследования (тестирование). Результаты качества освоения ОП ДО Познавательное развитие 80% Образовательные области СоциальноРечевое Художественно- Физическое коммуникативное развитие эстетическое развитие развитие развитие 78% 75% 78% 75% Общий процент освоения детьми программы составляет 77 %, что является высоким показателем, что на 2% выше, чем в предыдущем учебном году. Результаты качества освоения АОП ДО Познавательное развитие 75% Образовательные области СоциальноРечевое Художественно- Физическое коммуникативное развитие эстетическое развитие развитие развитие 68% 65% 70% 66% Общий процент освоения детьми программы составляет 68 %. Результаты педагогического анализа показывают преобладание детей со средним уровнем развития при положительной динамике на конец учебного года, что говорит о результативности образовательной деятельности по АОП ДО. С детьми проводились индивидуальные и фронтальные занятия по формированию звуковой стороны речи: направленные на коррекцию речевых нарушений, развитие фонематического слуха, лексико-грамматических средств языка. Достижению положительной динамики в работе с детьми компенсирующих групп способствовали: индивидуальные маршруты развития воспитанников; работа с детьми с ОВЗ по адаптированным образовательным программам; использование дополнительной мотивации на занятиях с учителем-логопедом; использование специальных игр и игровых упражнений для выработки самоконтроля за речью у дошкольников; расширение знаний об окружающем, кругозора в совместной деятельности с воспитанниками; тесное сотрудничество с родителями воспитанников. С детьми подготовительной к школе группы была проведена диагностика по определению «школьной зрелости». Результат итогового мониторинга составил 83%, что соответствует высокому уровню. У детей развита интеллектуальная сфера, тонкая моторика и координация зрения, сформирована эмоционально-волевая сфера, мотивация адекватна. Высокому уровню развития всех показателей способствовала работа педагогов в системе, индивидуальная работа с детьми; индивидуальные консультации для педагогов с целью оказания профилактической помощи; информационная и практическая работа с родителями. Немаловажную роль в подготовке детей к школе сыграло посещение занятий по дополнительным общеразвивающим программам социально-гуманитарной направленности «Занимательная математика», «Речевичок». Таким образом, полученные результаты готовности детей к обучению в школе свидетельствуют о достаточном уровне подготовки детей в ДОУ и будут способствовать успешному освоению детьми программы начальной школы. Одной из основных задач ДОУ является сохранение и укрепление здоровья детей. Строгое соблюдение режима дня обеспечивает баланс между занятиями, регламентированной и самостоятельной деятельностью ребенка. Для физического развития детей используются такие формы организации, как физкультурные занятия 3 раза в неделю; утренняя гимнастика; дыхательная гимнастика; спортивные праздники и развлечения; гимнастика после дневного сна. Чтобы дети не перегружались во время занятий, используются физкультминутки, динамические паузы, пальчиковые и дыхательные гимнастики. В ДОУ стало традицией проведение спортивных праздников и досугов, соревнований, квестов, конкурсов, как в спортивном зале, так и на улице. В ДОУ функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, логопедическая службы, которые ведут работу по следующим направлениям деятельности: диагностическая, профилактическая, коррекционная, консультативная. В кабинетах специалистов имеется достаточное методическое и дидактическое сопровождение. Специалисты ДОУ оказывают индивидуальную помощь воспитанникам в соответствии со спецификой своей работы, консультируют родителей в вопросах развития детей. Коллектив ДОУ уделяет должное внимание изучению индивидуальных способностей детей, их интересов и наклонностей. В соответствии с индивидуальными особенностями и образовательными потребностями ребенка проводится обучение согласно индивидуальной траектории развития для детей, по разным причинам не усваивающих образовательную программу, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, для одаренных детей. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении их в ДОУ осуществляется чёткая организация медикопедагогического обслуживания с учётом возраста, состояния здоровья, пола, индивидуальных особенностей детей. Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение полноценного, всестороннего развития и воспитания детей. Условиями положительных результатов являются: построение образовательного процесса в Учреждении на основе комплекснотематического планирования с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, которое охватывает все области развития дошкольников через совместную деятельность педагогов с детьми в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей; создание развивающей предметно-пространственной среды в группах в соответствии с требованиями ФГОС ДО И ФОП ДО, ФАОП ДО; создание доброжелательной эмоционально комфортной атмосферы в группах; учет интересов детей и их индивидуального развития; использование педагогами современных педагогических технологий; профессионализм педагогов; сложившаяся система взаимодействия педагогов Учреждения. Под руководством педагогов организуются традиционные конкурсы, фестивали, выставки детского творчества как в Учреждении, так и за его пределами. Воспитанники Учреждения занимают призовые места, получают благодарственные письма и грамоты. Так в этом учебном году наши воспитанники стали дипломантами и участниками следующих конкурсов и олимпиад: городской конкурс ЦРТДиЮ «Созвездие»: профориентационный конкурс «Мы из будущего. Детский сад»; городской конкурс «Многоликий символ жизни»; конкурсно-игровые программы ЦРТДиЮ "Созвездие" НСП «Радуга» «В гостях у А.С. Пушкина»; областной творческий конкурс «Дети – Творчество – Право!»; городской конкурс-выставка «Творчество юных» МБОУ ДО «ДЮЦКО «Галактика»; городской конкурс-фестиваль «Искры творчества» МБОУ ДО «ДЮЦКО «Галактика»; конкурс декоративно-прикладного искусства «Подарок Деду Морозу»; областной творческий конкурс «Быть отцом» и др. 4.2 Анализ реализации рабочей программы воспитания На протяжении 2023 года реализовывали рабочую программу воспитания. Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. При формировании современной модели уклада в элементе «ППС» обратили внимание на создание пространств культивирования традиционных детских игр. Подобрали и систематизировали дидактические игры и упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении по разделам программы. Строили воспитательно-образовательный процесс с учётом индивидуальных возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровня потенциального развития, которого ребенок способен достигнуть во взаимодействии с взрослыми и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве. Актуализировали профессиональную деятельность педагогов по созданию условий для развития и воспитания воспитанников как одного из приоритетных показателей качества дошкольного образования, поддерживали и поощряли педагогов, разрабатывающих инновационные идеи и имеющие лучшие практики в области воспитания, формирования банка актуальных методических и дидактических материалов по использованию форм, средств, инструментов воспитательной работы с воспитанниками. 4.3 Организация взаимодействия с семьями воспитанников Одним из важнейших аспектов дошкольного учреждения является осуществление преемственности детского сада и семьи в воспитании и обучении детей, поиск и внедрение новых форм работы с семьями воспитанников, изучение и активизация педагогического потенциала семьи, обеспечение равноправного творческого взаимодействия с родителями воспитанников. Основными формами работы с родителями являются: групповые родительские собрания, консультирование, анкетирование, наглядная информация, встречи со специалистами детского учреждения. В соответствии с программным содержанием для родителей были подготовлены материалы в виде обучающих презентаций, мастер-классов, информационных буклетов. Кроме того, родителям была предоставлена информация по проблемам и особенностям развития дошкольников, по безопасности детей. С 2023 году в ДОУ функционирует действует консультативный пункт для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 1 года до 7 лет, не посещающих Родители воспитанников могут обратиться с интересующими их вопросами по воспитанию и развитию детей (психическому, физическому, речевому и т.д.), а также узнать насколько ребёнок готов к школьному обучению. Результаты рейтингового опроса родителей об удовлетворённости качеством деятельности ДОУ, проходившего в мае 2023 года свидетельствует о положительном имидже детского сада в микрорайоне. 4.4 Реализация внешних связей Тесное взаимодействие с социальными партнёрами: филиалом городской детской библиотеки № 36 и МБОУ «Лицей №48», находящимися в нашем микрорайоне, способствовало созданию условий для познавательного и художественно-эстетического развития детей. Дистанционные формы взаимодействия с социальными партнерами были интересны для детей: викторины по русским народным сказкам, по творчеству Е. Чарушина, К. Чуковского, активно принимали участие воспитанники в мероприятиях и выставках работ ко Дню Победы, организованных филиалом детской библиотеки. Сотрудничество с другими организациями помогает расширять кругозор детей, способствует их развитию по всем образовательным областям, формирует коммуникативные навыки, приобщает к общечеловеческим ценностям. 4.5 Платные дополнительные образовательные услуги В целях более полного обеспечения права человека на образование и получение дополнительных доходов ДОУ оказывает платные дополнительные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ. В течение 2023 года ДОУ оказывало платные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам социально-гуманитарной направленности «Раннее обучение английскому языку» (для детей 5-6 лет), «Речевичок» (для детей 5-7 лет), «Занимательная математика» (для детей 5-7 лет) и программам художественной направленности: «Волшебная мастерская» (для детей 5-6 лет), «Танцевальная мозаика» (34 года). Создание условий и реализация дополнительного образования детей выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции системы образования. Количество воспитанников, задействованных в дополнительном образовании составило 178 человек. Отзывы, полученные от родителей выпускников исключительно положительные. О качестве реализации программы, свидетельствуют и отзывы педагогов МБОУ «Лицей №48» города Калуги. Средства, полученные от реализации данной деятельности, позволяют дошкольному учреждению совершенствовать материальную базу для осуществления образовательного процесса. Вывод: образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством к дошкольному образованию и направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, предоставление равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка. Прослеживается положительная динамика по освоению программы детьми дошкольного возраста. Педагоги ДОУ работали стабильно, творчески, используя инновационные формы работы с детьми. В течение года образовательная деятельность осуществлялась регулярно, развивались формы организации детской деятельности, осуществлялся индивидуально-дифференцированный подход к детям. Значительно модернизировалась развивающая среда. Педагоги активно привлекали к образовательной деятельности родителей воспитанников. 5. Оценка материально-технической базы В дошкольном учреждении созданы условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста. В каждой возрастной группе имеется необходимый методический и дидактический материалы. ДОУ оснащен оборудованием для разных видов детской деятельности в помещении и на участках. В образовательном процессе активно используются технические средства обучения. При создании развивающей предметно-пространственной среды учтена специфика условий осуществления образовательного процесса, принцип учета гендерной специфики образования дошкольников, принцип интеграции образовательных областей, комплекснотематический принцип построения образовательного процесса; учтены возрастные особенности детей. Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ соответствует принципам информативности, вариативности, комплексирования и гибкого зонирования, полифункциональности, стабильности и динамичности; требованиям обеспечения процессов присмотра и ухода за детьми. Развивающая предметно-пространственная среда соответствует требованиям к организации совместной и самостоятельной детской деятельности; требованиям к оказанию квалифицированной коррекционной помощи детям с нарушением речи, модернизируется в соответствии с требованиями ФОП ДО. В дошкольном учреждении ведется работа по совершенствованию материальнотехнической базы учреждения в соответствии с ФГОС ДО. Группы оборудованы детской мебелью, мягким инвентарём в соответствии с СанПиН. В учреждении создана современная информационно-техническая база для работы сотрудников: компьютеры, принтеры, копировальные аппараты; телевизоры, музыкальные центры, мультимедийные установки; имеются ламинатор, брошюратор. Функционирует сайт детского сада. Информация на сайте обновляется постоянно. Ведется активная работа в социальных сетях и мессенджерах дошкольного учреждения. Дошкольное образовательное учреждение является бюджетным, финансируется из бюджета МО «Город Калуга». За счет бюджетных средств в течение (отчетного) года приобретено: кухонная мебель, холодильник, кварцевые ультрафиолетовые лампы, рециркуляторы; обновлены кухонный инвентарь, сантехника, электрические лампы; постоянно приобретаются хозяйственнобытовые товары, приобретена входная дверь в группе №2, закуплены жалюзи. Для организации образовательной деятельности в 2023 году были приобретены игровые наборы, развивающие комплекты, конструкторы, спортивные коврики, магнитномаркерные доски, флагштоки, канцелярские товары, картриджи, трибуна. В 2023 году произведен ремонт в группе №4, сделан частичный ремонт крыши, были приобретены материалы для кровли крыши, пиломатериалы, стройматериалы, лакокрасочная продукция. В ДОУ дополнена предметно-развивающая среда в группах по всем направлениям развития детей, были приобретены стенды. В 2023 году функционирование необособленное структурное подразделение «Лунтик осуществлялось на должном уровне. Состояние материально-технической базы учреждения соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам. Все базисные компоненты развивающей предметнопространственной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей раннего возраста. Группы оснащены мебелью для детей раннего возраста, мягким инвентарем. При оформлении групповых комнат воспитатели руководствуются требованиями безопасности используемого материала для здоровья детей (в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"), а также принципами построения развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Питания воспитанников в НСП «Лунтик» осуществлялось с помощью автомобиля, который доставляет готовые блюда из пищеблока МБДОУ №103 "Лесная сказка" г. Калуги с соблюдением всех санитарных норм. Готовую продукцию доставляют в служебные помещения каждого корпуса. Для образовательной деятельности в НСП «Лунтик» были приобретены детское игровое оборудование, игрушки, методическая и детская художественная литература, стенды. В целях предотвращения террористических угроз и других противоправных действий, в целях безопасного нахождения детей и сотрудников, в НСП «Лунтик» приобретена и установлена система оповещения и управления эвакуацией при ЧС. ДОУ уделяет значительное внимание безопасности воспитанников. Для обеспечения пожарной безопасности здание ДОУ оборудовано противопожарной сигнализацией, имеется система оповещения и управления эвакуацией, первичные средства пожаротушения, соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Регулярно проводятся инструктажи с педагогическим и обслуживающим персоналом. Медико-социальные условия пребывания воспитанников соответствуют санитарноэпидемиологическим требованиям к устройству и организации режима работы дошкольного учреждения. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ КО «Детская городская больница». Медицинское обслуживание детей обеспечивается сотрудниками детской городской больницы. К сожалению, в этом году постоянного медицинского персонала в ДОУ нет. В дошкольном учреждении соблюдается режим проветривания; осуществляется осмотр педиатром, врачами-специалистами; осуществляется плановое проведение прививок; ежегодное обследование детей на гельминты с последующей профилактикой лечения; щадящий режим в адаптационный период; гибкий режим; организация микроклимата и стиля жизни группы на основании санитарно-эпидемиологических требований. В дошкольном учреждении осуществляется пропаганда здорового образа жизни как детей во время организации образовательной деятельности, так и родителей: лекции, беседы, консультации. Питание – одно из ключевых факторов развития ребенка. Поэтому питанию в дошкольном учреждении уделяется особое внимание, оно организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, технологией приготовления блюд. Для обеспечения преемственности в организации питания детей родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню. Поставка продуктов в дошкольном учреждении осуществляется единственными поставщиками или поставщиками по результатам проведенных аукционов. В дошкольном учреждении строго соблюдаются санитарно-гигиенические требования к пищеблоку и к процессу приготовления пищи, хранению и технологической обработке продуктов. Вывод: в ДОУ созданы необходимые условия как для организации образовательного процесса с детьми, так и комфортного пребывания воспитанников в дошкольном учреждении. 6. Функционирование внутренней системы оценки качества образования В ДОУ утверждено положение о внутренней системе оценки качества образования от 05.09.2019 года, разработана технология внутренней системы внутренней оценки качества образования, циклограмма (план) внутренней системы оценки качества образования. В ДОО реализуется комплексная системная внутренней оценки качества образования, которая предусматривает оценку качества образовательной деятельности во всех образовательных областях и формах, оценивает условия реализации образовательной деятельности, изучает удовлетворенность педагогов условиями педагогической работы, включает регулярное измерение удовлетворенности родителей, как потребителей образовательных услуг, изучает результативность системы управления. В основу инструментального сопровождения ВСОКО положена система МКДО 2023, которая разработана специалистами института НИКО (национальный институт качества образования) г. Москвы по заказу министерства образования и науки РФ. В ДОУ разработана система проведения мониторинга ВСОКО с участием родителей (в качестве эксперта). Мониторинг качества образовательной деятельности в 2022 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям - средний бал составил 2,91 балла - что соответствует качеству, которое стремится к базовому уровню, в соответствии с чем в 2023 году был разработан план по устранению недостатков и проблемных зон при организации образовательной деятельности и функционированию ДОУ в целом и выходу дошкольного учреждения на хорошее качество. Система управления в ДОУ обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций: программирование деятельности ОО в режиме развития, обеспечение инновационного процесса в ОО, комплексное сопровождение развития участников образовательной деятельности, что позволяет эффективно организовать учреждения. Мониторинг качества образовательной деятельности в 2023 году показал хорошую работу педагогического коллектива по всем показателям. Состояние здоровья и физического развития воспитанников удовлетворительные. 89 процентов детей успешно освоили образовательную программу дошкольного образования в своей возрастной группе. Воспитанники подготовительных групп показали высокие показатели готовности к школьному обучению. В течение года воспитанники детского сада успешно участвовали в конкурсах и мероприятиях различного уровня. В мае 2023 года проводилось анкетирование родителей, получены следующие результаты: доля получателей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации, - 99%; доля получателей услуг, удовлетворенных компетентностью работников организации, -95% процента; доля получателей услуг, удовлетворенных материально-техническим обеспечением организации, - 81%; доля получателей услуг, удовлетворенных качеством предоставляемых образовательных услуг, -94 %; доля получателей услуг, которые готовы рекомендовать организацию родственникам и знакомым, -97%. Анкетирование родителей показало высокую степень удовлетворенности качеством предоставляемых услуг. Педагоги показали хороший уровень проведения мероприятий, качество и построение образовательной деятельности соответствует требованиям ФГОС ДО. Кадровый состав, уровень педагогической культуры и профессионального мастерства педагогов, организация методической работы, позволяют осуществлять эффективную работу по реализации ФГОС ДО. Основной целью системы психолого-педагогического обеспечения педагогического процесса в ДОУ, выступает создание условий, направленных на полноценное психофизическое развитие детей и обеспечение их эмоционального благополучия. Формирование профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношение педагога к ребенку, индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе, доброжелательном отношении к ребенку. Развивающая предметно-пространственная среда образовательного учреждения и групповых помещений построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и соответствует действующим санитарным нормам и правилам. Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим педагогическими эстетическим требованиям. В ДОУ работает стабильный кадровый состав, способный эффективно осуществлять поставленные цели и задачи, активно участвовать в инновационной деятельности. Вывод: В результате анализа деятельности ДОУ в 2023 году можно дать удовлетворительную оценку благодаря стратегически сработанному плану управленческой деятельности, использованию эффективных технологий и различных форм работы со всеми участниками образовательного процесса (дети, педагоги, родители). Кадровая политика направлена на развитие профессиональной компетентности педагогов и личностноориентированный подход к сотрудникам, учитываются профессиональные и образовательные запросы, созданы все условия для повышения профессионального уровня и личностной самореализации. Все это в комплексе дает хороший результат в организации педагогической и инновационной деятельности, улучшении качества образования и воспитания дошкольников, положительно влияет на развитие ДОУ в целом и формирование имиджа. По «проблемным» направлениям, намечены пути преодоления «проблемных точек». Деятельность дошкольного учреждения соответствует требованиям законодательства РФ, динамика развития в сравнении с предыдущим отчетным периодом (2022-2023 уч.г.) положительная. Заключительный вывод: результаты самообследования деятельности МБДОУ №103 «Лесная сказка» города Калуги за 2023 год показали, что учреждение стремится к развитию. Дошкольное учреждение обеспечено нормативно-правовой документацией и имеет право на ведение образовательной деятельности; в учреждении организована работа по охране жизни и укреплению здоровья воспитанников; совершенствуется образовательная деятельность в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, созданы условия для организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. В НСП «Лунтик» осуществляется образовательная деятельность с детьми раннего возраста. Педагогический коллектив ДОУ осуществляет планомерную работу по реализации ФГОС ДО. В ДОУ организована работа по повышению уровня профессиональных компетенций педагогов в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог». Для комплексной оценки качества образования в ДОУ активно ведется работа по применению шкал МКДО ДОУ развивается в инновационном режиме – реализация парциальной программы «Родной дом», разработанная коллективом ДОУ в соответствии с содержанием краеведческого характера. В ДОУ созданы необходимые условия для развития детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ организованы платные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам социально-гуманитарной и художественной направленности. Создание условий и реализация дополнительного образования детей выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции системы образования, созданы необходимые условия для образования, воспитания и развития дошкольников. Стабильно положительные результаты освоения детьми основной образовательной программы МБДОУ №103, активное участие в методической работе среди дошкольных учреждений города Калуги позволяют судить о том, что педагогический коллектив умело решает поставленные перед ним задачи. Есть все основания считать наш детский сад конкурентоспособным, занимающим достойное место на рынке дошкольных образовательных услуг. Дошкольное учреждение видит перспективы своего развития в системе управленческих действий по достижению желаемой модели учреждения, предполагающая активность всех участников педагогического процесса (воспитанников, педагогов, руководителя учреждения, родителей) и направленная на повышение качества дошкольного образования. Перспективы деятельности ДОУ на будущий год: продолжить работу по осуществлению образовательной деятельности с детьми в соответствии с требованиями ФГОС ДО; совершенствовать условия пребывания воспитанников в соответствии с современными требованиями для дальнейшего развития дошкольного учреждения (пополнение материально-технической базы, выполнение необходимых ремонтных работ, организация развивающей предметно-пространственной среды); продолжить работу в соответствии с заявленной инновацией как одного из направления программы развития ДОУ, расширить сферу оказания услуг дополнительного образования детей, расширить возможности для роста профессионального мастерства педагогов, обеспечить прохождение процедуры аттестации, развитие кадрового потенциала через использование активных форм методической работы. II. Показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию (по состоянию на 31.12.2023г.) № п/п 1. 1.1. Показатели Единица измерения человек 433 1.1.1 Образовательная деятельность Общая численность воспитанников, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, в том числе: В режиме полного дня (8-12 часов) 1.1.2 В режиме кратковременного пребывания (3- 5 часов). 8 1.1.3. В семейной дошкольной группе --- 1.1.4. В форме семейного образования с психолого-педагогическим сопровождением на базе дошкольной образовательной организации Общая численность воспитанников в возрасте до 3 лет Общая численность воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет 1.2 1.3. 1.4.1. 1.4.2. Численность / удельный вес численности воспитанников в общей численности воспитанников, получающих услуги присмотра и ухода: В режиме полного дня (8-12 часов) В режиме продленного дня (12-14 часов) 1.4.3. В режиме круглосуточного пребывания 1.5. Численность/удельный вес численности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников, получающих услуги: По коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии По освоению образовательной программы дошкольного образования По присмотру и уходу 1.4 1.5.1. 1.5.2. 1.5.3. 1.6. 1.7. 1.7.1. Средний показатель пропущенных дней при посещении дошкольной образовательной организации по болезни на одного воспитанника Общая численность педагогических работников, в том числе 1.8.1. Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля) Численность, удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование Численность/ удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля) Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая 1.8.2 Первая 1.7.2. 1.7.3. 1.7.4. 1.8. 425 --68 365 433/100% 425/98% ----77/18% --77/18% --17,6 40 25/63% 23/58% 15/38% 15/38% 9/23% 5/13% 4/10% 1.9. 1.9.1. 1.9.2. 1.10 1.11. 1.12. 1.13 1.14 Численность/ удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж которых составляет: до 5 лет свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административнохозяйственных работников Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Соотношение « педагогический работник/воспитанник» в дошкольной образовательной организации 1.15 Наличие в образовательной организации следующих педагогических работников: 1.15.1. Музыкального руководителя 1.15.2. Инструктора по физической культуре 1.15.3 Учителя-логопеда 1.15.4. Логопеда 1.15.5 Учителя-дефектолога 1.15.6 Педагога-психолога 2. Инфраструктура 2.1. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного воспитанника 2.2. Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников 2.3. Наличие физкультурного зала 2.5. Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке 8/20% 4/10% 5/13% 5/13% 42/100% 42/100% 1/12 да да да ----нет 6,9 кв. м. 209.2 кв. м. да да Анализ показателей указывает на то, что ДОО имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО.