Принято педагогическим советом МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги протокол № 1 от 03.09.2019г. Утверждено приказом МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги от 05.09.2019г. №95-2/02-05 ПОЛОЖЕНИЕ о внутренней системе оценки качества образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении №103 «Лесная сказка» г. Калуги Калуга, 2019 I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества дошкольного образования (далее – Положение) определяет цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования МБДОУ №103 «Лесная сказка» г. Калуги (далее ДОУ), ее организационную и функциональную структуру, реализацию (содержание процедур контроля и экспертной оценки качества образования), а также общественное участие в оценке качества образования. 1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановления Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Приказа Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведении самообследования в образовательной организации»; Приказа Минобрнауки России от 10.12.2013 г. № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказа Минобрнауки РФ от 05.12.2014 г. № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»; Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки Калужской области от 6 июля 2016 г. №1188 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Калужской области»; Устава МБДОУ № 103 «Лесная сказка» г. Калуги. 1.3. Внутренняя система оценки качества образования ДОУ (далее - ВСОКО) предназначена для: для управления качеством образования в ДОУ; обеспечения участников образовательных отношений достоверной информацией о качестве образования, предоставляемого ДОУ, и о его тенденциях развития; установления соответствия качества дошкольного образования в ДОУ требованиям ФГОС ДО. 1.4. Под ВСОКО понимается проведение комплекса процедур (контроль, обследование, изучение, анализ), направленных на установление уровня соответствия или несоответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения качества образования. 1.5. В настоящем Положении используются следующие термины: Качество образования – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия требованиям действующего законодательства РФ в части обеспечения государственных гарантий на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования. Качество условий – выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательного процесса; организация питания в ДОО; реализация мер по обеспечению безопасности воспитанников в ходе организации образовательного процесса. Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования. Внутренняя система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых в ДОО. Критерий – признак, на основании которого производится оценка, классификация оцениваемого объекта. Мониторинг в системе образования – комплексное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения качества образования, результатом которого является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечения общепризнанной, зафиксированной в нормативных документах и локальных актах системе государственно-общественных требований к качеству образования, а также личностным ожиданиям участников образовательного процесса. Измерение – метод регистрации состояния качества образования, а также оценка уровня образовательных достижений, которые имеют стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам. 1.6. В рамках ВСОКО осуществляется оценка качества образования, выполняемая самостоятельно ДОУ с помощью процедур мониторинга и контроля. 1.7. Положение распространяется на деятельность всех работников ДОУ, осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовым договором. 1.8. На основании данного Положения ДОУ обеспечивает разработку, внедрение, проведение необходимых оценочных процедур, анализ, учет и дальнейшее использование полученных результатов. 1.9. ВСОКО функционирует во взаимосвязи с системой контроля ДОУ, является базой для подготовки отчета о самообследовании, строится с учетом показателей независимой оценки качества образования (НОКО). 1.10. Настоящее Положение действует до принятия нового. Все дополнения и изменения к нему рассматриваются Педагогическим советом, утверждаются приказом руководителя. II. Основные цели, задачи, принципы внутренней системы оценки качества образования 2.1. Цель ВСОКО – установление соответствия качества дошкольного образования в ДОО действующему законодательству РФ в сфере образования. 2.2. Задачи ВСОКО: Cформировать механизм единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии качества образования в ДОО; Систематически отслеживать и анализировать состояние системы образования в ДОУ для принятия обоснованных и современных управленческих решений, направленных на повышение качества дошкольного образования; Устранять эффект неполноты и неточности информации о качестве образования как на этапе планирования образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности деятельности по достижению соответствующего качества образования. 2.3. Назначение ВСОКО – обеспечение ДОО информацией: о качестве образовательной деятельности по реализации ООП ДО в ДОУ; качестве условий в ДОУ, обеспечивающих реализацию ООП ДО; качестве образовательных результатов, достигнутых при реализации ООП ДО. 2.4. Система оценки качества образования в ДОУ строится в соответствии с принципами: объективности, достоверности, полноты и системности информации о качестве образования; реалистичности требований, норм и показателей качества образования; открытости, прозрачности процедур оценки качества образования; доступности информации о состоянии и качестве образования для участников образовательных отношений; инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию); взаимного дополнения оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимостей; минимизации и сопоставимости системы показателей, единства подходов в вопросах реализации основных направлений оценивания (содержания, технологий, используемого инструментария); соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования в ДОУ. III. Технология внутренней системы оценки качества образования 3.1. Предметом ВСОКО в ДОУ является деятельность, основанная на систематическом анализе: качества содержания и организации образовательной деятельности; качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность; качества результатов образовательной деятельности. 3.2. Процесс ВСОКО состоит из следующих этапов: 1. Нормативно-установочный этап: изучение нормативных правовых документов, регламентирующих ВСОКО; подготовка приказа о проведении ВСОКО в ДОО; определение направлений, основных показателей, критериев, инструментария ВСОКО; определение организационной структуры, ответственных лиц, которые будут осуществлять оценку качества образования. 2. Информационно-диагностический этап: сбор информации с помощью подобранных методик. 3. Аналитический этап: анализ полученных результатов; сопоставление результатов с нормативными показателями, установление причин отклонения, оценка рисков. 4. Итогово-прогностический этап: предъявление полученных результатов на уровень педагогического коллектива, родительской общественности; разработка дальнейшей стратегии работы ДОУ. 3.3. Источниками данных для оценки качества образования являются: контроль; мониторинг; самообследование, экспертные оценивания; анкетирование; социологический опрос; статистическая отчетность и другие диагностические материалы. 3.4. Периодичность проведения, направления (объект), методы, исполнители, ответственные ВСОКО в ДОУ определяются годовой циклограммой ВСОКО. (Приложение 1) 3.5. В основу технологии проведения внутренней оценки качества образования ДОУ положен системный анализ качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и его результатов. (Приложение 2). 3.6. Фиксация результатов контроля производится с помощью диагностических и оценочных процедур, которые представляют собой карты анализа оценки качества соответствия ресурсного обеспечения, образовательной деятельности, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. (Приложение 3). 3.7. Отчет по итогам проведения внутренней оценки качества образования оформляется в схемах, графиках, таблицах, диаграммах, отражается в справочно-аналитических материалах, содержащих констатирующую часть, выводы и конкретные, реально выполнимые рекомендации. 3.8. Результаты анализа данных ВСОКО могут быть использованы для составления ежегодного отчета ДОУ о результатах самообследования деятельности. IV. Организационная структура и функциональная характеристика внутренней оценки качества образования 4.1.Организационная структура ДОУ, занимающаяся оценкой качества образования и интерпретацией полученных результатов, включает в себя: администрацию ДОУ, педагогический совет, рабочую группу по сбору, обработке полученной информации в ДОУ (из числа педагогов), инициативную группу родителей (из числа совета родителей). 4.2. Администрация ДОУ в лице заведующего и старшего воспитателя: формирует блок локальных актов, регулирующих функционирование ВСОКО ДОУ и приложений к ним, утверждает их приказом заведующего ДОУ и контролирует их исполнение; обеспечивает на основе образовательной программы проведение в дошкольном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических исследований по вопросам качества образования; организует систему мониторинга качества образования в дошкольном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития; формирует информационно-аналитические материалы по результатам оценки качества образования в ДОО принимает управленческие решения по развитию качества образования на основе анализа результатов, полученных в процессе реализации ВСОКО. 4.3. Педагогический совет ДОУ: принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей ВСОКО в ДОУ; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования; принимает участие в экспертизе качества образовательных результатов, условий организации образовательного процесса в ДОУ; участвует в оценке качества и результативности труда работников ДОУ; содействует организации работы по повышению квалификации педагогических работников, развитию их творческих инициатив; принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования в ДОУ; заслушивает информацию и отчеты педагогических работников, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с ДОУ по вопросам образования и воспитания обучающихся, в том числе сообщения о проверке соблюдения санитарно-гигиенического режима в ДОУ, об охране труда, здоровья и жизни обучающихся и другие вопросы образовательной деятельности ДОУ. 4.4. Рабочая группа ДОУ (избираемые по рекомендациям коллегиального органа наиболее компетентные работники): разрабатывает методики оценки качества образования; участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития дошкольного учреждения; проводит экспертизу ДОУ по оценке качества образования, динамики развития воспитанников и формирует предложения по их совершенствованию; готовит предложения для администрации по выработке управленческих решений по результатам внутренней оценки качества образования на уровне дошкольного учреждения. 4.5. Инициативная группа родителей (члены совета родителей): принимает участие в экспертизе организации образовательной деятельности, выборе образовательного содержания и методов с целью более полного удовлетворения образовательных потребностей ребенка и его семьи. анализирует материалы и ресурсы, предоставляемые семьям по вопросам воспитания, образования и уходу за детьми, инклюзии, всестороннего развития ребенка; участвует в мониторинге и анализе удовлетворенности родителей образовательной деятельностью ДОУ; готовит предложения для администрации по результатам анализа удовлетворенности родителей качеством содержания и организации образовательной деятельности, условий, обеспечивающих образовательную деятельность результатов образовательной деятельности. V. Реализация и содержание внутренней системы оценки качества образования 5.1. Объектом оценки внутренней системы качества образования является соблюдение обязательных требований действующего законодательства РФ в части дошкольного образования (п. 1.1 ФГОС ДО). 5.2. Предметом ВСОКО являются: качество условий реализации ООП ДО ДОУ; качество организации образовательной деятельности в ДОУ; качество результатов реализации ООП ДО ДОУ. 5.2.1. Система оценки качества условий реализации ООП ДО ДОО включает в себя: 5.2.1.1. Требования к развивающей предметно-пространственной среде: соответствие компонентов предметно-пространственной среды, реализуемой ООП ДО, возрастным возможностям воспитанников, требованиям ФГОС ДО. 5.2.1.2. Требования к материально-техническим условиям: наличие условий в ДОУ для детей с ОВЗ; оснащенность групповых помещений, кабинетов современным оборудованием, средствами обучения и мебелью в соответствии с требованиями СанПиН, их соответствие требованиям пожарной безопасности; учебно-методические условия (в том числе библиотечно-информационное обеспечение образовательного процесса). 5.2.1.3. Требования к кадровым условиям: укомплектованность ДОУ педагогическими кадрами в соответствии со штатным расписанием ДОУ, квалифицированными требованиями к занимаемой должности, уровню образования и уровню квалификации. 5.2.1.4. Требования к психолого-педагогическим условиям: наличие условий в ДОУ для осуществления медицинского сопровождения воспитанников в целях охраны и укрепления их здоровья; наличие организационно-методического сопровождения процесса реализации ООП ДО; оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности в ДОУ (результативность реализации специфических мероприятий, направленных на обеспечение физического развития детей: программы, технологии). 5.2.1.5. Требования к финансовым условиям: финансовое обеспечение реализации ООП ДО исходя из стоимости услуг н основе муниципального задания. 5.2.2. Система оценки качества образовательной деятельности в ДОУ. Содержание процедуры оценки системы качества организации образовательной деятельности включает в себя оценку: рациональности формирования рабочих программ (выбора методов и технологий в соответствии с содержанием ООП ДО); качества осуществления педагогами образовательной деятельности в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, физической, конструктивной, музыкальной, чтения художественной литературы) и в ходе режимных моментов; качества организации педагогами самостоятельной деятельности детей; качества построения сотрудничества с семьями воспитанников и социальными партнерами. 5.2.3. Система оценки качества результатов образовательной деятельности в ДОУ. Содержание процедуры оценки системы качества результатов освоения ООП ДО включает в себя оценку: динамики индивидуального развития детей при освоении ООП ДО; динамики показателей здоровья детей; динамики уровня адаптации детей к условиям ДОУ; уровня развития способностей и склонностей, интересов детей (их образовательных достижений); уровня формирования у старших дошкольников предпосылок к учебной деятельности; уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образования в ДОУ. 5.3. Для осуществления процедуры внутренней системы оценки качества образования в ДОО составляется план функционирования внутренней системы оценки качества образования на учебный год, в котором определяются формы, направления, сроки, порядок проведения оценки качества образования, ее периодичность, ответственные и исполнители. 5.4. Процедура проведения ВСОКО предполагает следующий алгоритм действий: сбор информации на основе используемых методик; анализ и обработка полученных данных, сопоставление с нормативными показателями; рассмотрение полученных результатов на педагогическом совете ДОО; выявление влияющих на качество образования факторов, принятие управленческих решений по устранению отрицательных последствий; формулирование основных стратегических направлений развития образовательного процесса на основе анализа полученных данных. VI. Основные результаты реализации внутренней системы оценки качества образования формирование единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ДОУ; получение объективной информации о функционировании и развитии системы образования в ДОУ, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень; предоставления всем участникам образовательных отношений и общественности достоверной информации о качестве образования; принятие обоснованных и своевременных управленческих решений по совершенствованию образования и повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии таких решений; прогнозирование развития образовательной системы в ДОУ. VII. Подведение итогов и оформление результатов внутренней оценки качества образования 7.1. Отчет о результатах ВСОКО доводится до сведения педагогического коллектива, учредителя, родителей. 7.2. По итогам ВСОКО проводятся заседания педагогического совета ДОУ, Совета родителей, производственные собрания, административные и педагогические совещания. 7.3. По окончании учебного года на основании отчета по итогам ВСОКО, определяются: качество условий образования в ДОУ, сопоставление с нормативными показателями, проблемы, пути их решения и приоритетные задачи ДОУ для реализации ООП ДО в новом учебном году. 7.4. Аналитические данные являются документальной основой для составления ежегодного отчета о результатах самообследования ДОУ, для разработки и корректировки программы развития ДОУ, основной образовательной программы дошкольного образования, адаптированной образовательной программы дошкольного образования, дополнительных общеразвивающих программ ДОУ, годового плана ДОУ. VIII. Ответственность 8.1. Лица, осуществляющие оценку качества образования в ДОУ, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам оценки. 8.2. Заведующий в ДОУ несет ответственность за предоставление информации об уровне качества образования Учредителю и размещение на сайте ДОО. IX. Делопроизводство 9.1. Результаты ВСОКО (информационно – аналитические справки, таблицы, диаграммы и др.) оформляются на бумажных и электронных носителях и хранятся в течение трех лет. 9.2. По истечении срока хранения документация по результатам ВСОКО передается в архив ДОУ.