Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
При организации образовательного процесса в МБДОУ №103 "Лесная сказка" г. Калуги учтены особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ОВЗ.
В дошкольной организации психолого-педагогическая служба сопровождения (2 учителя-логопеда, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре) совместно с воспитателями участвуют в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме психолого-педагогического консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуальных образовательных маршрутов.
Для воспитанников с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) реализуется адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. Программа ориентирована на детей 5-7 лет и рассчитана на два года обучения.
Для детей старшего возраста в дошкольном учреждении проводятся индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции звукопроизношения.
Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников разрабатываются с учётом особенностей развития ребенка, основной целью которых является коррекция нарушений развития.
Специалисты и воспитатели групп компенсирующей направленности прошли курсы повышения квалификации по вопросам организации образования детей с ОВЗ в условиях детского сада.
Непосредственно в рамках образовательного процессасоздана атмосфера эмоционального комфорта, сотрудничества и принятияособенностей каждого ребенка.
Специально оборудованные учебные кабинеты
В дошкольном учреждении созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.Оснащены два логопедических кабинета, кабинет педагога-психолога, имеется сенсорная комната.
Для обеспечения коррекционной работы для детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) и детей с нарушениями в звукопроизношении в учреждении имеются учебно-методические пособия:
- по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);
- по фонетическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонетического слуха);
- по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);
- по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);
- методическая литература по разделам.
Для коррекции и оптимизации речевого дыхания, формирования слитной, эмоционально-окрашенной, свободной речи, а также профилактики и коррекции нарушений психоэмоционального состояния, психосоматических расстройств и невротических нарушений детей с ОВЗ (дети с тяжелыми нарушениями речи) используется индикаторный комплекс БОС "ЛОГО".
Для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления педагогом-психологом используются
- пособия:счетный материал, пирамидки, разрезные картинки разной конфигурации, набор картинок "Четвертый лишний", набор карточек на обобщающие темы, наборы картинок для игр "Чей силуэт", "Что сначала, что потом", "Путаница", "Нелепицы" и т.п.
- картотеки: (артикуляционная гимнастика в картинках, пальчиковые игры, дыхательные упражнения и игры, наборы предметных картинок по лексическим темам, загадки, чистоговорки, скороговорки, упражнения на релаксации и др.;
- пособия и материалы на развитие дыхания, на развитие мелкой моторики, по обучению грамоте, материал для звукобуквенного анализа и синтеза.
Для развития эмоционально-волевой сферы воспитанников используются дидактические игры, игровые пособия, игровые тренажеры.
Для снятия мышечного напряжения, возбуждения и утомляемости, гиперактивности в поведении воспитанников используется сенсорная комната. В сенсорной комнате имеется фиброоптическое оборудование, интерактивная воздушно-пузырьковая трубка, интерактивная звуковая панель, световые столы столы для рисования песком.
Развивающе-коррекционный комплекс с видеобиоуправлением "Тимоко" используется для организации развивающих занятий с детьми 4-7 лет для координации движений, тренировки функции внимания и развития познавательных навыков.
Для детей с расстройством аутистического спектра используется обучающий набор, который позволяет упрощать выполнение повседневных действий дошкольников, легче адаптироваться в коллективе сверстников и взрослых, улучшить социальные навыки детей.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Для организации образовательной деятельности дошкольников используется все пространство учреждения: игровые комнаты, музыкальные, физкультурный залы, изостудия, кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, сенсорная комната, коридоры, прогулочные площадки и спортивная площадка.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд дошкольной организации можно условно разделен на части и включает в себя:
Книги для воспитателя (методическая (в т. ч. по организации коррекционной работы) и справочная литература);
Репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
книги совместного пользования.
Создана электронная библиотека для педагогов ДОУ.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В дошкольном учреждении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, занятия физической культурой, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование, спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы:
- физкультурное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков. доски-балансиры;
- спортивный инвентарь: мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.
На территории ДОУ имеется спортивная площадка с покрытием из резиновой крошки и с необходимым оборудованием: спортивный комплекс, лесенки, щит для метания, бревно, стойка с кольцом для баскетбола.
В каждой группе есть центры физической культуры, в которых для организации двигательной деятельности имеются: мячи, кегли, обручи, мишени для метания, скакалки, дорожки «здоровья», и др.; спортивное оборудование; нетрадиционное оборудование; многофункциональное оборудование; оборудование для оздоровительной работы (массажные дорожки, пуговичные коврики, мячи для корригирующих упражнений) и пр.
Оборудование может быть использовано как обычными детьми, так и детьми инвалидами, а также детьми с ОВЗ.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В групповых комнатах создана развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с основными направлениями развития детей.
Групповые помещения оборудованы мебелью. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельной деятельности детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей предметно-пространственной среды соответствует возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования и адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
-печатные (пособия и дидактические игры, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы);
-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные);
-спортивное оборудование (мячи, обручи, кегли, кольцеброс и т. д.).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Доступ в здание дошкольного учреждения инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья возможен через боковой вход здания, на крыльце которого установлен пандус и перила в соответствии с требованиями для инвалидов (СНиП 35-01-2001). Для доступа к кабинетам администрации, методическому кабинету, музыкальным и физкультурному залам, а также другим помещениям дошкольного учреждения используются перекатные пандусы для дверных проемов и ступеней. Для обеспечения доступа на второй этаж здания имеется телескопический пандус. Для передвижения по дошкольному учрждению инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья задействуется сопровождающее лицо из сотрудников дошкольного учреждения.
Специальные условия питания
В Учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим.
Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативамиСанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения", утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
В ДОУ созданы условия для охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в дошкольном учреждении функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН и Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 ноября 2013 г. N 822н. Медицинское обслуживание детей осуществляется в соответствии с договором с ГБУЗ Калужской области «Детская городская больница» двумя медицинскими сестрами.
В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, в том числе детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью консилиума является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. Психолого-педагогический консилиум МБДОУ №103 "Лесная сказка" г. Калуги тесно сотрудничает с Территориальной психолого-медико-педагогической комиссией (ТПМПК) г. Калуги, куда в сложных ситуациях воспитанники с родителями направляются на дальнейшее обследование.
В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленные на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В Учреждении имеется доступ к сети Интернет. Данный ресурс используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения с целью информационного и методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ, как поиск дополнительной информации для организации непосредственно образовательной деятельности с детьми, создания собственных интерактивных продуктов (игр, презентаций), для организации тесного сотрудничества с родителями воспитанников.
В учреждении имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (колонки и аудиосистема), видеокамера, фотоаппарат.
В ДОУ разработан и действует сайт учреждения. Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В ДОУ нет электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечиваетсясамостоятельный доступвоспитанниками, в том числе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.Воспитанники являются «пользователями» материалов, подготовленных педагогами для организации образовательной деятельности.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Дети-инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья обучаются в группах общеразвивающей направленности и группах компенсирующей направленности (дети 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи) и в специальных технических средствах обучения по состоянию здоровья не нуждаются.